07.12.2007 07:20
Экономика

Бизнес недоволен низкой квалификацией преподавателей в профучилищах

Предприятия согласны готовить для себя кадры, но без бюрократии
Текст:  Нина Егоршева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4538)
Читать на сайте RG.RU
В России сложилась парадоксальная ситуация: явно избыточное для экономики количество людей с высшим образованием и одновременно тотальная нехватка специалистов со средним техническим. Речь идет о тех самых "синих воротничках", без которых никакая промышленность развиваться не будет.

Вчера на "круглом столе", посвященном реализации национального проекта "Образование", в части, касающейся профобучения, эксперты подвели промежуточные итоги работы программы, которая призвана хотя бы частично решить проблему катастрофической нехватки высококвалифицированных рабочих. Около года назад колледжам и лицеям государство предложило принять участие в конкурсе инновационных проектов. Свои проекты на суд жюри предложили 266 учебных заведений, 76 из них (из 40 регионов) стали победителями.

На реализацию программы из федерального бюджета был выделен 1 миллиард 800 миллионов рублей. Еще почти два миллиарда - средства регионов и бизнеса. Руководителям предприятий было предложено принять участие в разработке образовательных профессиональных стандартов: каких именно работников, с какими навыками и квалификацией им стоит готовить. Всем выпускникам было гарантировано стопроцентное трудоустройство на предприятиях шефов.

Однако практика показала, что не все так гладко, как на бумаге. Согласно опросу, проведенному исследовательской компанией "Ромир", средний показатель трудоустройства по специальности оказался чуть более 70 процентов. При этом работодатели оценили молодые кадры так: выпускники колледжей и лицеев, участвующих в программе, получили "четверки" за умение работать в коллективе, дисциплинированность и способность к самообучению. На "троечку" были оценены знания молодежи на применение передовых технологий, умение разбираться в сопроводительной документации и применять различные методы работы. Главным минусом своего сотрудничества с образовательными учреждениями представители бизнеса назвали низкую квалификацию преподавателей и отсутствие эффективной системы информирования школьников о востребованных на рынке труда профессиях.

Представители предприятий согласны, что такая форма сотрудничества с профучилищами в нынешних условиях наиболее экономически выгодная. Предприятия получают "заточенного" под себя работника. Однако государство, которое так активно вовлекает бизнес в софинансирование образования, свою часть пути до конца не прошло. Производству пока экономически невыгодно зарывать деньги в "гранит науки" - действует слишком сложная система налогообложения средств, направляемых на подготовку кадров, а также множество бюрократических препон.

Занятость