Российская газета: Как вы думаете, спустя 20 лет после первого опроса стоило ли все это начинать? Каковы достижения и упущения пройденного пути?
Валерий Федоров: Дело затевать, безусловно, стоило. Прежде всего потому, что в демократическом обществе власть не может существовать без обратной связи. Свести ее только к выборам? Но выборы бывают в 4-5 лет, а трудные и неоднозначные решения приходится принимать каждый день. И важно понимать реакцию общества - поддержку или отрицание тех или иных шагов. Неготовность власти учитывать общественное мнение неоднократно оборачивалось против нее. Примеры - комплекс решений, связанных с либерализацией цен в 1991 - 1992 годах, война в Чечне, а из последних - монетизация льгот, весьма непросчитанная с точки зрения последствий.
РГ: ВЦИОМ сегодня не единственная фабрика опросов. Ваше мнение о рынке и конкурентах?
Федоров: Рынок исследований в России непрерывно увеличивается. Растет потребность в более глубоком знании настроений, предпочтений, намерений граждан. Объем нашего рынка -около 200 миллионов долларов. В разных секторах на нем лидируют 10 - 12 компаний. ВЦИОМ, так исторически сложилось, работает в сфере политических исследований и исследований общественного мнения. В этом секторе лидирует "большая тройка" - ВЦИОМ, ФОМ и Левада-центр. Несмотря на разность традиций и заказчиков, у всех трех - достойный уровень профессионализма, огромные базы данных, хорошие исследовательские традиции. Реформа, через которую мы прошли 4 года назад, существенно цивилизовала наши отношения с государством. Существовавший прежде ФГУП - абсолютно непрозрачная форма, оставляющая пространство для злоупотреблений, а сегодняшнее ОАО - гораздо более прозрачная структура, обязанная получать прибыль. Мы уже не сидим на шее у государства, наоборот, часть прибыли отчисляем ему. При этом госзаказ составляет не больше трети нашего оборота, две трети заказов - негосударственные: частные и некоммерческие, российские и зарубежные. Часть исследований мы инициируем сами.
РГ: Известный интеллектуал Виталий Найшуль говорит, что сегодня страна должна совершить прорыв в обществоведении.
Федоров: Как у автора учебника для 11-го класса под названием "Обществознание" у меня есть определенные амбиции в этом. Социология как одна из дисциплин об обществе в советское время была "в загоне", крупные социологические обобщения не приветствовались, дозволялись лишь мелкие полевые исследования. После того как советская власть закончилась, наша социология, к сожалению, занималась заимствованием, часто нетворческим, западных концептуальных моделей, у нас работающих через пень-колоду. В последние несколько лет возник запрос на прорыв в обществоведении. Надеюсь, он из мечты превратится в реальность.