Сергей Сергеевич Аверинцев, несомненно, принадлежал к этим избранным. Прожив сравнительно недолгую жизнь, он оставил великое наследие, которым мы будем пользоваться вне зависимости от перемены общественного или политического климата.
Когда вышел словарь "Мифы народов мира", это грандиозное культурное явление эпохи "застоя", чтение статей Сергея Аверинцева о героях Ветхого Завета производило какое-то ошеломляющее, фантастическое впечатление.
Будучи человеком глубочайшей научной эрудиции, Сергей Аверинцев много писал для словарей и энциклопедий - "Краткой литературной энциклопедии", "Философской энциклопедии", уже упомянутых "Мифов народов мира". Здесь он повторял путь великого русского эрудита и философа Владимира Соловьева, писавшего популярные статьи для "Брокгауза и Ефрона". Это какая-то особая щедрость универсальных натур, не желающих оставаться в башне из слоновой кости.
Малоформатный томик поэта Вячеслава Иванова в серии "Библиотека поэта" стал раритетом не из-за Вячеслава Иванова, впоследствии не раз переизданного, а благодаря обширной вступительной статье Сергея Аверинцева. Вячеслав Иванов - Лев Лосев - Сергей Аверинцев - это классическая цепочка "учитель - ученик", которая, как стержень, пронизывает смутную эпоху русского ХХ века, неся на себе культурную нагрузку колоссальной тяжести.
Сергей Сергеевич Аверинцев, филолог, культуролог, знаток Библии, переводчик, поэт, общественный деятель (недолгое время он был депутатом Верховного совета), принадлежал к тем же знаковым фигурам русской культуры ХХ века, что и Вячеслав Иванов, Михаил Бахтин, Лев Лосев. Только в отличие от старших, испытавших изгнание, лагеря, ссылки, младший Аверинцев был более свободен и раскован в общественной мысли. Он не раз выступал с лекциями и статьями ("Солидарность поколений как фактор общественной свободы", "Горизонты семьи (О некоторых константах традиционного русского сознания)" и другие), пафос которых был направлен на преодоление неизбывного русского "раскола", на торжество индивидуальной ответственности как высшего типа христианского поведения. Автор поразительной по глубине статьи "Архетипы" в словаре "Мифы народов мира", он же призывал быть осторожным с "архетипическим" сознанием, иначе говоря, "коллективным бессознательным", неважно, какую форму оно принимает, почвенническую или либеральную. Ответственный союз поколений, крепкие семейные традиции, но не бессознательная народность или партийность, которые, по его убеждению, усвоенному от Юнга, всегда "амбивалентны", всегда легко оборачиваются своей противоположностью. Время показало, что уроки Аверинцева были усвоены немногими. Например, мы легко и бездумно поменяли местами "левых" и "правых", внеся в общественную смуту лишней путаницы и по сути подтвердив опасения великого ученого и общественника. Но Сергей Аверинцев никогда и не обращался к большинству. Больше того, однажды на лекции он заметил: "Наивный человек, то есть Хам". И это не оскорбление. Это отсылка к библейской истории в ее изначальной строгости.
Сергей Аверинцев скончался в 2004 году в Вене, где читал лекции. Он часто болел, вообще был болезненным человеком, являя образец победы духа над телесными недугами.