11.12.2007 02:13
Общество

Из-за холодов ущерб от шторма в Керченском проливе оказался не столь значительным

Из-за холодов ущерб от шторма в Керченском проливе оказался не столь значительным
Текст:  Вероника Токарева (Ростов-на-Дону)
Российская газета - Юг России: №0 (4540)
Читать на сайте RG.RU

В Южном научном центре РАН создали карту экологической ситуации в Керченском проливе после беспрецедентного для России аварийного разлива нефтепродуктов, который произошел в ноябре этого года.

Последнюю экспедицию на морском судне "Денеб" ученые провели в этом районе в октябре, за месяц до катастрофы. После того как 11 ноября СМИ сообщили о событиях в Керченском проливе, на место ЧС выехал председатель ЮНЦ РАН, специалист в области фундаментальной и прикладной океанологии академик Геннадий Матишов. А спустя несколько дней стартовала береговая экспедиция ЮНЦ. К этому моменту небольшие участки на косах Чушка и Тузла были в основном очищены от мусора и водорослей, загрязненных мазутом.

- Мы проехали около 150 километров. Побывали на мысах Панагия и Тузла, косе Чушка, - говорит Геннадий Матишов. - Напомню, что в мире около полутора процентов от всех перевозимых нефтепродуктов в результате форс-мажорных ситуаций попадают в окружающую среду. В 80-е годы прошлого века подобное произошло на Аляске, а совсем недавно - в Испании. Важно понимать динамику процессов, а для этого есть смысл прислушиваться к мнению ученых. К примеру, в Северном и Баренцевом морях заранее готовятся к максимальному приливу лунной волны высотой 5-7 метров, который происходит ежегодно в середине октября. Если это совпадает с нагонной волной, то сила шторма удваивается. Для Азовского моря характерны нагонные явления. Здесь должны быть запрещены стоянки судов с опасными веществами на борту или их перегрузка.

На протяжении нескольких лет ученые ЮНЦ говорят о необходимости развивать в вузах такие специализации, как климатология и мореведение. Исследования в этой области способны многократно себя окупить, ведь каждый раз в случае чрезвычайной ситуации государство, судовладельцы и простые граждане несут колоссальные убытки. По мнению ученого, крайне необходимо обследовать побережье и прибрежную зону шельфа от мыса Панагия до Темрюка, уточнить границы и площадь пораженных районов, установить степень и категорию загрязнения, а также определить направление дрейфа мазута по загрязнению береговой линии.

Сейчас никто не сможет с точностью сказать, какое количество нефтепродуктов осело на дне. Основным источником мазута стало разломившееся судно "Волгонефть-139". В настоящее время кормовая часть, из которой вытекал мазут, отбуксирована в порт "Кавказ". Источником загрязнения служили и другие суда, которые сели на мель. Из некоторых была утечка дизтоплива. В морской воде и на дне остались также тысячи тонн гранулированной серы. Одно только судно "Нахичевань" перевозило 2400 тонн этого вещества.

Тем не менее, за несколько дней ученым удалось составить подробную карту района, в которой видно, какое влияние оказала авария на живые организмы. Регулярные морские и береговые исследования в Азовском море, Керченском проливе, на Таманском полуострове Азовский филиал Мурманского морского биологического института проводит с 1997 года. В 2002 году к ним присоединились специалисты Южного научного центра РАН. Сведения, полученные в ходе круглогодичных экспедиций, легли в основу обширной базы данных по биоресурсам. В обычное время отбирались пробы более чем на 100 станциях наблюдения, но после катастрофы их число было увеличено, для того чтобы получать подробную картину состояния экосистемы.

Анализу подвергаются вода, планктон, бентос, птицы. Среди членов экспедиции есть биологи, гидрохимики, представители других научных направлений. Поэтому карта принципиально отличается от аналогов, составляемых, например, представителями МЧС. В ЮНЦ разработали пятибалльную шкалу загрязнения всего побережья (от станицы Благовещенской на Черном и до станицы Голубицкой на Азовском море) и определили взаимосвязь между степенью загрязнения и количеством погибших птиц. По предварительным данным ученых, пострадало 10 процентов планктона, 10 процентов бентоса, 5 процентов макрофитов, погибло 7-8 тысяч птиц, еще 2-3 тысячи оказались под угрозой. Эти данные, а также экспертный прогноз для украинского побережья были получены с использованием ГИС-технологий.

Как говорят орнитологи, сейчас проходит завершающий этап пролета на зимовку водоплавающих птиц. Последние из мигрантов - различные виды поганок и лысухи - как раз и попали в беду. К сожалению, их не отпугивает ни вид, ни запах мазута. Более того, лысухи остаются на зимовку в лиманах Таманско-Запорожского зоологического заказника. Конечно, часть птиц всегда гибнет при перелетах. Для получения более полной картины нанесенного ущерба птицам и биоте необходимо будет весной провести мониторинг численности пернатых в районах средней полосы России, откуда они прилетели. Специалисты ЮНЦ несколько раз встретились с представителями штаба по ликвидации последствий аварии и обменялись имеющейся информацией.

На ликвидацию последствий потребуются большие денежные средства, причем некоторые работы перенесены на весну будущего года. Гораздо легче очистить ту часть, в которой песок, ракушечник и водоросли сыграли роль сорбента. А вот на участках берега, состоящих из скал и камней, мазут убирать сложнее. Пока неясно, каким образом будет утилизирован собранный мазут.

К счастью, ущерб экосистеме снизил тот факт, что ЧП произошло в холодное время года. И все равно местные жители боятся выходить в море на рыбную ловлю. Не обойдется без потерь и туристический бизнес. Как известно, Азовское и Черное моря связывает между собой сложная система придонных и поверхностных течений, и специалисты не исключают, что выбросы мазута могут дойти далеко на север, вплоть до косы Долгой.

Как считают ученые ЮНЦ, зона мониторинга пострадавшего в результате ЧС побережья должна быть расширена. Очередная экспедиция состоится в декабре.

Экология Стихийные бедствия ЮФО