11.12.2007 04:15
Власть

Нина Лукашова: омбудсмен - это доступный мостик между рядовым гражданином и властью

Уполномоченный по правам человека играет роль посредника между гражданами и властью
Текст:  Анастасия Тыняная (Саратов)
Российская газета - Средняя Волга: Саратов: №0 (4540)
Читать на сайте RG.RU

Бессилен ли рядовой  гражданин перед  произволом должностных лиц? Как отстоять свои права? На эти вопросы на деловом завтраке, состоявшемся в Приволжском представительстве "Российской газеты" в Саратове, отвечала Уполномоченный по правам человека в Саратовской области Нина Лукашова.
 
Российская газета: Нина Федоровна, наша область девять лет назад была в числе первых, где начал создаваться государственный институт по защите прав человека.  Сегодня свой омбудсмен есть далеко не в каждом субъекте федерации. Возникает вопрос: а насколько необходима ваша должность?

Нина Лукашова: Я работаю уже четыре года и продолжаю думать: насколько востребован этот институт? И прихожу к выводу: все-таки то, что люди имеют возможность бесплатно и свободно прийти ко мне, должностному лицу, и обратиться за помощью - это очень важно. Вот вчера, например, ко мне пришел отставной военный. Он служил в условиях Крайнего Севера, ему положены соответствующие надбавки, но их, к сожалению, отменили. Пенсия у него небольшая. Он прожил уже большую часть жизни и очень обижен на весь мир. И он меня спрашивает, каковы мои функции? Зачем я перед ним сижу, если не могу решить его проблему? Я объясняю, что сообщила об этой проблеме Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, он взял этот вопрос на контроль, чтобы поставить перед новой Думой… А человек хочет решить свой вопрос сейчас и сразу. Чем ему помочь, если вопрос требует внесения изменений в федеральный закон?

Моя роль - донести поступающие ко мне проблемы наших граждан до тех, кто этим должен заниматься, а также провести анализ обращений. Я обращаюсь в адрес Правительства РФ, федерального Уполномоченного по правам человека, губернатора области. Уполномоченный по правам человека - это как доступный мостик между рядовым гражданином и властью. Институт уполномоченного создан в дополнение к существующим средствам защиты. Он не отменяет и не подменяет компетенцию этих органов, а дополняет их.
 
РГ: Евгений Емельянов, пенсионер, спрашивает, есть ли у вас полномочия, позволяющие более реально что-то сделать для  защиты прав граждан?

Лукашова: Полномочий властного характера, как в правоохранительных структурах, конечно, нет. Но я могу, например, провести проверку, поставить вопрос перед соответствующими органами о разрешении той или иной ситуации; обратиться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении в отношении должностного лица, в решениях или действиях которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина, уголовного дела либо дела об административном правонарушении.

Есть у меня  и право законодательной инициативы. Кстати, такое право у уполномоченных есть только в нескольких регионах.

Мы (я имею в виду аппарат Уполномоченного по правам человека в Саратовской области) принимали активное участие в разработке закона об административных правонарушениях не территории области. По всем  законодательным актам, поступающим в областную думу, которые касаются соблюдения прав человека, мы даем свои заключения.  При этом исходим из той информации, которую получаем из обращений граждан.

Например, поступила ко мне жалоба:  человек не получает компенсацию за ущерб здоровью, полученный в ходе прохождения службы в  зоне вооруженных конфликтов. Конкретно речь шла о Таджикистане. Я смотрю наш областной проект закона, касающийся этих категорий военнослужащих, действительно, Таджикистана нет. Стали анализировать, оказалось, нет еще целого ряда других зон вооруженных конфликтов. В своем заключении это отметили. Еще один пример, я давала заключение по  закону о порядке и условиях присвоения звания ветерана труда. В этот закон внесен перечень министерств и ведомств, полученные знаки которых дают человеку право претендовать на звание ветерана труда. Но список этот далеко не полный - ведь этих министерств за годы советской власти было столько… и названия их постоянно менялись. Как быть тем ветеранам, чьи органы власти не называются в законе? И  опять же  эта информация из конкретной жалобы. 
 
РГ: Нина Федоровна, сейчас всеми ведомствами принимаются регламенты их деятельности.  В этих документах  детально прописываются правила оказания органами исполнительной власти  услуг гражданам. Вы и по этим документам давали свои заключения?

Лукашова: Недавно я давала заключения по регламентам, которые мне прислало одно из областных министерств. Речь шла об оказании государственных услуг по выдаче сертификатов, свидетельств. В этих регламентах подробно расписан порядок обращения граждан: куда человек приходит, какие нужны документы. Но ни один из проектов административных регламентов не предусматривает, является ли перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги исчерпывающим. Порядок обжалования  изложен невнятно. А ведь это требования любого закона. Отрадно, что наши замечания чиновниками были поняты правильно и приняты к исполнению. 
 
РГ: На ваш взгляд, насколько  принятие подобных регламентов облегчит общение граждан и чиновников?

Лукашова: Уверена, облегчит. При условии, что чиновники будут исполнять регламент, а граждане знать, что правила их обслуживания четко прописаны. Мы можем принимать сколько угодно регламентов, но если люди не будут знать, как ими пользоваться, толку все равно не будет.

Я полагаю, что в первую очередь нужно улучшить информированность населения. Издали регламент - прокомментируйте его в прессе. Приняли программу, расскажите людям о ней. Я не раз говорила об открытии  горячих линий по вопросам тех же жилищно-коммунальных услуг. Такие линии создают, но люди жалуются, что там бросают трубки, не могут ответить на вопросы. В итоге ко мне, например, обращаются  с просьбами достать график ремонта домов,  чтобы узнать, есть там конкретный дом или нет?

Второе, что важно -  человек должен понимать, куда обращаться для решения своей проблемы. Знать, что метаться: писать губернатору, президенту, в Европейский суд - это только затягивать вопрос. Есть конкретные лица, которые  могут и должны проблему разрешить. От них и нужно требовать решения. Если  отказывают, то этот отказ заявитель должен потребовать в письменном виде, чтобы можно было его обжаловать. Таков алгоритм действий, предусмотренный  законом. Многие этого не знают. Особенно население в сельской местности. Вот это нужно людям объяснять. И это большая, но необходимая работа. 
 
РГ: Видимо, не случайно в тридцати районах области работают ваши общественные помощники?

Лукашова: Конечно. Я веду прием два раза в месяц. Принимаю всех, кто обращается, но для многих путь до моей приемной долог. Однажды  ко мне приехал мужчина из Новоузенского района, инвалид  на одной ноге, а я была в это время в правительстве. Никогда не забуду, как он говорил: "Я приехал с Новоузенского района, еле-еле держусь на ногах, кто же кроме вас мне поможет?". Тогда я поняла: без помощников на местах не обойтись: в большинстве случаев человеку не нужно ехать в областной центр, подсказку, помощь он может и должен получить на месте.

Мне хотелось, чтобы мои помощники были разумные люди, достаточно известные, способные не просто обозначить проблему и привлечь внимание, но и стремящиеся к конечному результату. Нужно, чтобы и глава администрации шел с правозащитниками  на контакт. Ведь только так можно реально помочь людям, обращающимся за помощью. И таких помощников найти удалось. Мы начали работать. А когда уже год прошел, стали думать о том, чтобы определить их статус, закрепить законодательно их права, обязанности. Областная дума со мной согласилась. Внесли изменения в закон об уполномоченном.

РГ: Марина Керчина интересуется: что вы думаете о необходимости правового просвещения широких масс населения?

Лукашова: Это очень важный вопрос, особенно сегодня. Людям надо самим учиться решать свои проблемы, потому что правовым обществом мы станем только тогда, когда, по крайней мере, большая часть нашего населения будет знать свое право и знать, как пользоваться этим правом. Ведь правовое общество - это общество, в котором не только приняты умные  законы, но и  граждане знают и умеют применять  эти законы. Механизм реализации законов должен быть доведен до людей.

В этом отношении  высоко ценю ваше издание. Журналисты "Российской газеты" умеют профессионально, интересно, доходчиво объяснять действия закона и тактику противодействия чиновничьему произволу.
 
РГ: Почему бы нам в таком случае не объединить свои усилия. Предлагаем организовать очно-заочный правовой "ликбез" для саратовских читателей  "Российской газеты". На конкретных примерах из вашей практики и нашей почты давайте вместе объяснять людям, как на законных основаниях реализовывать свои права.

Лукашова: Хорошая идея. Я - за.

P.S.

Приемные дни Уполномоченного по правам человека в Саратовской области: вторник, среда, четверг с 10 до 17 часов (перерыв с 12.30 до 13.30) по адресу: г. Саратов, ул. Челюскинцев, 116, тел.: 26-16-61. E-mail: ombudsman@saratov.gov.ru

В 30 муниципальных образованиях области проводят прием общественные помощники уполномоченного.

Права человека Саратовская область Средняя Волга