Документалисты проехали по всему Транссибу и остановились во Владивостоке, чтобы отснять финальные кадры картины.
Британскую съемочную группу встретил корреспондент "РГ" и прямо на перроне взял интервью у автора картины английского журналиста Джонатана Димблби.
Российская газета: Джонатан, вы проехали через всю Россию. Что больше всего поразило вас за время путешествия?
Джонатан Димблби: Прежде всего впечатлили люди и, конечно, необыкновенной красоты пейзажи. К вам мы приехали из Еврейской автономной области, где меня очень тронула история о декабристах. А вот при подъезде к Владивостоку поразили сидящие на льду рыбаки с удочками. На нашей Темзе такое и представить себе невозможно. Негативных моментов за время пребывания в России было немного. Конечно, мы не могли не заметить разницы между богатыми и бедными и тех проблем, которые вызывает алкоголизм, особенно в глубинке. Но при этом много было забавных случаев. Например, в Иркутске местная целительница-бабушка (последнее слово Димблби произносит по-русски. - Прим. авт.) какимто чудесным способом вылечила мою больную спину. Меня парили в бане, били вениками, окунали в холодную воду…
РГ: У нас разные менталитеты, культура, история. И все же как вам показалось, можно найти точки соприкосновения?
Димблби: У нас разные нравы и обычаи, но объединяет та легкость, с которой русские и англичане сходятся друг с другом. У нас общий язык - язык дружеских отношений.
РГ: Джонатан, ваш фильм будет социальной или политической направленности? И есть ли диссонанс между тем, что увидели вы, и тем, что говорили вам мои соотечественники?
Димблби: Мы хотели отразить политическую, экономическую и социальную сферы России. В первый раз я посетил вашу страну в 1980 году. Тогда было действительно сложно работать - люди не могли говорить свободно, да и мы делали фильм о холодной войне. Затем я приехал в Россию в начале 90-х годов на съемки фильма о Михаиле Горбачеве. Уже тогда была заметна огромная разница по сравнению с первой поездкой. Но, возможно, мы в то время не увидели всей картины, потому что работали только в Москве. На этот раз удалось проехать практически через всю Россию, и то, что мы наблюдали, поразило и тронуло до самого сердца. Наверное, это и есть то, что вы называете загадочной русской душой. Могу сказать, что Россия не представляется единым монолитом, она - многогранна. Свое лицо есть у Кавказа, Алтая, Сибири…Что же касается Владивостока, то, наверное, это самая приятная часть путешествия. Сразу бросилось в глаза, что люди здесь не закрепощены, они оптимистичнее относятся к жизни, удивительно приятны в общении.
РГ: У вас такой масштабный проект… Успеете ли вы завершить его до Нового года или может ли так случиться, что Рождество и новогодние праздники вы встретите в России?
Димблби: Этот вопрос сегодня меня волнует больше всего, потому что дома меня ждут жена и пятимесячный сын. Конечно, праздники я буду отмечать в кругу семьи, а затем сразу примусь за монтаж фильма. А на рождественских каникулах будет много работы, причем не только над картиной. Признаюсь вам, что я пишу книгу о России, которая должна увидеть свет в мае будущего года.
РГ: Что вы хотите снять во Владивостоке?
Димблби: У вас удивительный ландшафт, поэтому мы снимем виды города, сопки. Еще нас интересует ваш знаменитый авторынок. Кроме того, запланированы съемки в порту и небольшой сюжет о деятельности пароходства. А под занавес нашего визита собираемся выбрать наиболее колоритный вид и снять финальные кадры, в которых я скажу все, что думаю о своем путешествии по России. Это и станет финалом картины.