13.12.2007 04:50
Экономика

Орловский тоннель под Невой оказался в безвыходном положении

Продолжаются споры вокруг строительства Орловского тоннеля
Текст:  Михаил Полковников (Санкт-Петербург)
Российская газета - Северо-Запад: №0 (4542)
Читать на сайте RG.RU

В июне 2008 года, в рамках XII Петербургского международного экономического форума, руководители министерства экономического развития и торговли назовут победителя концессионного конкурса на строительство Орловского автодорожного тоннеля под Невой.

Предквалификационный отбор претендентов, в котором участвуют четыре компании, в том числе одна российская, должен завершиться до конца 2007 года. Будущий концессионер не только профинансирует 33 процента от полной сметы объекта, которая пока оценивается в 26 миллиардов рублей, но и выберет место выхода тоннеля на поверхность на правом берегу Невы, вокруг которого развернулись нешуточные экономические и политические споры.

Эксперты за себя постояли

В октябре 2007 года, после 15 месяцев раздумий (при нормативном сроке для выноса оценки в три месяца), специалисты Главной государственной экспертизы утвердили проектную документацию Орловского тоннеля с его правобережным выходом на… Апрельскую улицу. Напомним, что именно этот вариант по просьбе жителей этой улицы год назад отвергла губернатор Северной столицы.

Главгосэкспертиза - важнейший этап любого масштабного строительства, своего рода водораздел между мыслями проектировщиков и официальной оценкой их труда.

Проектировщики объекта направили в Главгосэкспертизу вариант выхода на поверхность в створе Апрельской улицы еще в августе 2006 года. Положительное (или отрицательное) решение федерального органа должно было появиться в октябре-ноябре 2006 года, но эксперты упорно молчали. Даже тогда, когда в инженерную процедуру вмешался административный ресурс.

В сентябре 2006 года на общественных слушаниях жители Апрельской улицы "прокатили” идею выхода тоннеля на их улицу из-за того, что сооружение погубит близлежащий садик "Нева” и может задеть Полюстровский подземный водоносный горизонт.

Однако современные дорогостоящие технологии способны нейтрализовать горизонт, и для строителей нет проблем выйти ни на Пискаревский проспект, ни на шоссе Революции, ни на любую другую улицу Охты. Но вот с точки зрения организации транспортных потоков оптимальным был бы выход именно на Апрельскую улицу.

Однако Валентина Матвиенко поддержала обитателей Апрельской улицы и заверила общественность, что тоннель на правом берегу Невы выйдет в створе Пискаревского проспекта:

- Это решение уже не будет меняться, но необходимо получить согласование на такой вариант от Главной государственной экспертизы (ГГЭ).

Как видим, экспертиза под козырек не взяла. И хотя ее рекомендации не носят окончательный и бесповоротный характер, а комитет по инвестициям и стратегическим проектам уже презентовал амбициозный проект в Германии и ведет предквалификационный отбор инвесторов, к "неправильному” вердикту ГГЭ отнеслись серьезно. Смольный решил "умыть руки” - делегировать право выхода Орловского тоннеля на правом берегу будущему концессионеру.

Если ему не понравится вариант, одобренный государственными экспертами, он может заказать новый, с выходом на любую другую улицу Охты, и завизировать его в ГГЭ. Но на эти процедуры уйдет еще как минимум год, а строительство тоннеля уже отстает от первоначального графика на два года.

Чур, не меня

Охта - один из самых угрюмых по внешнему виду и депрессивных по экономике районов Санкт-Петербурга. Десятки домов на Апрельской улице, шоссе Революции, Мало-Средне-Большеохтинских проспектах и ряде других адресов массовой жилищной застройки не первый год находятся в аварийном состоянии. Во многом из-за так называемого Полюстровского горизонта: водоносного слоя площадью несколько квадратных километров и глубиной от одного до 15 метров.

Грунт в этих местах характеризуется плывунами и подземными водами. Не исключено, что фундаменты и сваи домов, построенные в этих местах в 1960-1970 годы, стоят на воде, которая со временем стала просачиваться в подвалы. До 2006 года несчастные жильцы винили в ветхости своих домов структуры Красногвардейского ЖКХ, которые, по их мнению, обслуживали здания повышенного риска с непозволительной беспечностью.В 2006-2007 годах у аборигенов Охты появились новые объекты для нападок - строительные компании. В сентябре прошлого года начался капитальный ремонт Пискаревского проспекта с полной заменой коммуникаций и расширением проезжей части, который длится до сих пор.

 В том же сентябре состоялись общественные слушания с участием жителей Апрельской улицы. Предмет дискуссии - выход будущего Орловского тоннеля на поверхность именно в этом месте. Оба проекта вызвали активное неприятие местных жителей, причем ремонт Пискаревского проспекта поначалу - в значительно меньшей степени. Жители тихой Апрельской улицы, например, на общественных случаях отметили, что их дома рушатся и без строительства тоннеля. Их логика: ведь если сейчас жилищные службы не могут справиться с водой в подвалах и трещинами на стенах, то что начнется, когда сюда придут экскаваторы?

Проектировщики тоннеля заверяли жильцов, что современные технологии позволяют нейтрализовать водоносный слой Полюстровского горизонта, что текущие проблемы необходимо решать со структурами ЖКХ, а не отказываться от тоннеля. Но позиция активистов на слушаниях осталась непреклонной: будем жить в ветхих домах, но рядом с тихим садиком, который при строительстве транспортной развязки пойдет под снос.

Жители Апрельской улицы предложили перенести выход тоннеля на Пискаревский проспект, который, кстати, тоже находится в границах Полюстровского горизонта. Словом, "чур, не меня”, идите к соседу. Между прочим, Главная экологическая экспертиза в своем заключении отметила, что выход Орловского тоннеля на Пискаревский проспект для Полюстровского горизонта будет иметь большие негативные последствия, чем выход на Апрельскую улицу.

Выходом из ситуации могло бы стать расселение жильцов многострадальной Апрельской улицы за счет будущего концессионера, и чиновники его не исключают. Даже двойным выходом: люди бы получили новое жилье, а подводная автодорога - оптимальный с точки зрения выхода на поверхность и экономии бюджетных средств выход на поверхность.

Справка "РГ”

Орловский тоннель обеспечит круглосуточную автодорожную связь правого и левого берегов Невы и позволит на целый час увеличить время разводки мостов. Общая стоимость проекта Орловского тоннеля пока оценивается в 26,4 миллиарда рублей (в ценах 2007 года). Окончательные технические параметры и технология строительства сооружения будут определены в ходе концессионного конкурса. Длина тоннеля с выходом на Апрельскую улицу - 1700 метров, внутренний диаметр каждой из двух ниток - 12,4 метра. Нормативные сроки строительства объектов такой сложности и протяженности - 3,5 года. Прогнозная интенсивность движения в Орловском тоннеле в год его открытия - 59 тысяч автомобилей в сутки.

Инфраструктура Санкт-Петербург Северо-Запад