14.12.2007 02:29
Общество

На Алтае с помощью рекламы пенсионерам навязывают дорогостоящие препараты сомнительного качества

С помощью рекламы пенсионерам навязывают дорогостоящие препараты сомнительного качества
Текст:  Виталий Дворянкин (Барнаул)
Российская газета - Алтай: №0 (4544)
Читать на сайте RG.RU

Сколько людей обманулись в своих ожиданиях, поверив рекламе медицинских препаратов, сказать сложно. Многие стесняются признаться в том, что попались на удочку. Но даже обратившись в органы, призванные отстаивать права потребителей, жертвы сомнительной рекламы остаются ни с чем.

Надежда на чудо

78-летняя Екатерина Попова услышала по радио рекламу средства для сохранения зрения. "Звоните прямо сейчас!" - настойчиво призывал радиоприемник.
- Я позвонила, - рассказывает пенсионерка. Объяснила, что у меня катаракта и офтальмолог советует сделать операцию на один глаз. Меня отговорили. Сказали, что препарат поможет улучшить зрение на 30-40 процентов.

По телефону ей предложили купить чудо-средство за 18 тысяч рублей. Но потом сделали скидку до 12 500 - как ветерану тыла, труда и инвалиду второй группы. Едва женщина согласилась на покупку, продавцы появились у ее дверей. Без обещанного осмотра врачей всучили биологически активные добавки. "Разве это не лекарство?" - удивилась Екатерина Михайловна, с помощью лупы изучив инструкцию из упаковки. "А вы хотели химию?" - ответили ей. Первой от приема препарата заболела поджелудочная железа. Через семь дней подскочило давление. Наконец, стало сводить судорогой ноги. О всех этих симптомах Попова регулярно докладывала продавцам препарата, а те каждый раз давали ей по телефону советы, отвергая предложения забрать товар обратно.

От милиции до Роспотребнадзора

25 сентября Екатерина Попова обратилась в комитет по потребительскому рынку и услугам администрации Ленинского района города Барнаула с жалобой. Специалист по защите прав потребителя помогла написать пострадавшей заявление в милицию с просьбой разыскать продавцов и вернуть деньги и проинформировала о деятельности продавцов биологически активных добавок городской комитет по делам здравоохранения. Последний, в свою очередь, направил письма в территориальные управления Росздравнадзора и Роспотребнадзора. Ответов не последовало.

"РГ" решила провести собственное расследование. Из краевого ГУВД нам ответили, что Ленинский РОВД перенаправил заявление Поповой по территориальному нахождению продавцов товара в другой город и она должна ждать ответа оттуда. В Росздравнадзоре, обещавшем в телефонном разговоре своим коллегам из горздрава связаться с Федеральной антимонопольной службой, корреспонденту "РГ" ответили, что биологически активные добавки - это не по их адресу, они занимается лекарствами. Наконец, в Роспотребнадзоре возмутились некорректной формулировкой горздрава, письменно попросившего у этой организации "участия в пресечении незаконной реализации препарата и мошенничества в отношении граждан города Барнаула".

- Пусть мы не так составили обращение. Но почему нам не ответили! - недоумевает заместитель председателя городского комитета по делам здравоохранения Татьяна Корепанова. - Считаю, что Роспотребнадзор допустил формализм.

Не связался Роспотребнадзор и с пострадавшей Поповой, хотя в письме был указан ее домашний телефон. Лишь письменный запрос "РГ" заставил заинтересоваться это ведомство случившимся.

Сейчас в Роспотребнадзоре ссылаются на правила работы с обращениями граждан - отсутствовало заявление от Поповой. Вместо того чтобы писать в горздрав, специалисту из комитета по потребительскому рынку Ленинского района надо было сразу направить Екатерину Попову в Роспотребнадзор. По мнению сотрудников федерального ведомства, на районном уровне была проявлена некомпетентность.

Из-за ведомственной несогласованности пенсионерка еще долго могла бы ждать помощи...

На связи с продавцами

Корреспонденту "РГ" удалось выйти на связь со структурой, рекламирующей эффективный препарат сохранения зрения, под видом покупателя. С распечаткой этого разговора ознакомился заместитель главного врача краевой офтальмологической больницы Александр Смоляков.

"Они хорошие психологи", - заметил доктор, подвергший критике несколько тезисов продавцов. В том числе сильно преувеличенную опасность хирургической операции при катаракте. О самом препарате врач ничего не сказал, так как не знает ни его состава, ни механизма действия. Интересно, что Александр Михайлович тоже предпринимал попытку выйти на продавцов биологически активной добавки. Об этом его просили коллеги из краевого научно-практического общества офтальмологов, чтобы хоть что-то узнать про рекламируемое средство. Но представителю официальной медицины в контакте отказали.

Компетентно

Татьяна Корепанова, заместитель председателя комитета по делам здравоохранения г. Барнаула:
- Биологически активные добавки, изготовленные соответствующим образом, способны корректировать в лучшую сторону ряд заболеваний. Но это - не панацея. Они не могут стоить больших денег, если бренд не имеет широкого признания в мире. Основной залог качества биологически активных добавок - это приобретение их в аптеках, которые имеют лицензию на фармацевтическую деятельность.

P.S.
Екатерина Попова сделала операцию на глазу. Она обошлась в 7800 рублей. Возмущенная продолжающейся рекламой, пожилая женщина в последние две недели беспрерывно атаковала по телефону продавцов биодобавок, и ей вернули половину от уплаченной суммы. Между тем, краевой Роспотребнадзор направил запрос в правоохранительные органы края о фактическом месте нахождения продавца и его статусе, а в ГТРК "Алтай" - о рекламодателе и содержании рекламы.

Здоровье Алтайский край Сибирь