На окраине Перми около 60 жилых домов вот уже несколько лет буквально стоят в воде - фундаменты подтоплены, а сами строения постепенно приходят в негодность. Однако на вопросы жителей о том, как можно исправить ситуацию, чиновники разводят руками.
Так, уже восемь лет одна из обитательниц этих домов ходит по различным инстанциям, пишет письма, жалуется чиновникам и на чиновников, просит у властей найти способ отремонтировать рушащийся дом. Одним из адресатов стала и редакция "РГ".
У размытого корыта
Дело в том, что пенсионерка Евдокия Жукова уже несколько лет живет в доме, стены которого медленно, но верно покрываются трещинами. Они ползут от самого фундамента к окнам и от окон до крыши. Сама хозяйка показывает, как кусками отслаивается бетон фундамента, рассказывает, что уже раз пять замки на дверях меняли.
- Вот откроешь дверь, оставишь на какое-то время, а обратно уже не закрыть - дверь приподняло, и замок не попадает в пазы. Так что пришлось там выпилить место, чтоб запас был на все колебания, - показывает Евдокия Жукова.
Чтобы не дуло, в местах, где отходит фундамент внутри дома, пенсионерка настелила старые куртки, а сверху заколотила фанерками от шкафа.
- Дочка с маленьким внучком приезжала, так мы в комнате, чтоб из трещин не сквозило, на скорую руку обои наклеили. Но это не выход, конечно. Хорошо, что осень такая теплая и сухая, а как быть, когда 30 градусов мороза стукнет? Дочь сказала, что ребенка в такой дом возить опасно. Может, и не приедут до весны, - сетует она.
По словам Евдокии Жуковой, жилище рушится потому, что прямо к нему подходят грунтовые и сточные воды. Хозяйка жалуется, что весной и осенью заливает дом и колодец, и приходится откачивать воду с апреля и до июня, пока не высохнет почва.
- Раньше такого не было, но несколько лет назад построили Бродовский тракт. Эта дорога проходит прямо рядом с моим жильем. Мы недавно измеряли расстояние от дома до дороги - получилось 58 метров. Мало того, что это противоречит СНиПам (дома должны стоять не ближе 100 метров), так вдоль тракта еще и нет ни кюветов, ни стоков для того, чтоб вода могла уходить. Вот и получается, что мы живем в болоте. Раньше вода не застаивалась, мы еще в 1998 году картошку вдоль дороги сажали, а теперь на этом месте растут ивы, болотная трава, и утки крякают, - добавила хозяйка дома.
По словам Евдокии Жуковой, в подобной ситуации на сегодняшний день оказались жители порядка 60 дворов. У одних по весне вода прямо на полу стоит, у других - под полом. И на предложения администрации заняться ремонтом самостоятельно пенсионерка отвечает, что в ее годы это не так-то просто, а мужчин в поселке нет, одни бабушки остались.
Кроме того, есть еще одна проблема: колодец по весне заполнен до верха водой, которую с трудом можно назвать питьевой.
- У нас на весь поселок два нормальных колодца с питьевой водой. Где же взять силы, чтобы ходить туда? А бывает так, что вода и черная, и зеленая в апреле-мае, поэтому я ее кипячу, вареньем окрашу и пью, иначе нельзя, - говорит Евдокия Жукова.
Чиновники советуют по этому поводу обратиться в санэпидемстанцию, чтобы те приехали и провели экспертизу. Но пенсионерка не готова потратить часть пенсии на такую проверку и пьет ту воду, которая есть. Однако главная проблема, конечно, в том, что разрушается дом.
Кабинетная война
Чтобы добиться правды, за последние годы пожилая женщина постучалась во многие двери. Еще в 1998 году на место выезжали районная и областная комиссии отдела социальной защиты населения. Специалисты этих организаций направили письмо руководству одного из пермских заводов, на котором пенсионерка проработала более 10 лет. Однако директор предприятия ответил, что завод работает плохо, а потому нет возможности выделить жилье или помощь.
В 1999 году Евдокия Жукова обратилась в прокуратуру Свердловского района, где, ссылаясь на свои льготы (она является ветераном труда, малолетним узником концлагерей и инвалидом II группы), просила сделать ей капитальный ремонт. Специалисты прокуратуры подготовили иск к администрации города. Однако суд вынес решение не в пользу пенсионерки. Там выяснилось, что необходимо сделать экспертизу, которая подтвердит, что дому требуется капитальный ремонт. Стоимость такой экспертизы - 20 тысяч рублей, которых у пенсионерки не было ни тогда, ни теперь.
В 2000 году, по запросу прокурора, подтопленное жилище навестили госжилинспекция и межведомственная комиссия, которые решили, что дом годен для проживания. После этого Евдокия Жукова не раз обращалась в администрацию Свердловского района, писала в генеральную прокуратуру и мэру Перми.
для пенсионерки ничем - чиновники решать ее проблему не хотят
В администрации Свердловского района, на территории которой находится дом, корреспонденту "РГ" заявили, что местные власти не могут оказать пенсионерке непосредственную помощь, так как дом - частная собственность. Единственное, что можно было сделать - поставить Евдокию Жукову в очередь на получение жилья. Сегодня она находится на 35 месте в этом списке вместе с другими льготниками.
До 2001 года у администрации района был свой внебюджетный фонд. Из него пенсионерке и выделили 12 тысяч рублей. Тогда их пожертвовал некий коммерсант. Но сегодня, по словам чиновников, нет средств, кроме целевых, а потому они не могут выделить ни копейки.
Несколько лет назад было также проведено обследование дома, экспертиза показала, что процент износа равен 42. А для получения нового жилья нужно, чтобы строение было вообще в критическом состоянии - 75 процентов износа и выше. Однако, даже если дом и будет в таком виде, чтобы это засвидетельствовать, необходимо написать заявление в администрацию района, после чего на уровне городской администрации будет собрана комиссия по определению степени изношенности. Естественно, работа комиссии стоит денег, которых у Евдокии Жуковой нет.
Что касается злополучной дороги, которая стала "камнем преткновения" на пути воды, то, по словам чиновников, они располагают бумагами, свидетельствующими о том, что к дому подходят не сточные воды с Бродовского тракта, а грунтовые.
- Такие исследования проводились специалисты структур, подведомственных городской администрации. А если дело не в сточных водах, прочистка каналов не поможет. Я знаю, что в Перми многие сталкиваются с подобными проблемами, поэтому и углубляют фундаменты под домами, - заявил корреспонденту "РГ" сотрудник администрации Свердловского района.
Тем не менее, специалисты управления внешнего благоустройства уверяют, что весной следующего года состоится очередная плановая прочистка водоотводных труб и канав. Из письма, присланного этим учреждением, ясно, что работы будет проводить муниципальное предприятие "Пермблагоустройство" совместно с администрацией района.
- Мы проводили прочистку водоотводной системы осенью этого года. Но тут вот еще что стоит иметь в виду: ведь нет заключения о том, что виноват именно водоотвод, - заявила специалист управления по внешнему благоустройству Перми Ольга Алексеенко.
На выделенные администрацией 12 тысяч рублей, по словам пенсионерки, не отремонтировать даже угол дома. Потому деньги долго лежали, а недавно часть из них пришлось отдать нанятому адвокату. Как пояснил юрист корреспонденту "РГ", вчера им был подан иск, ответчиками по которому стали администрация Перми, управление внешнего благоустройства города и администрация Свердловского района. Иск требует обязать эти структуры выполнить работы по устройству водопропускных труб вблизи затопленных улиц. Пока же идет процесс утверждения даты рассмотрения искового заявления. Похоже, дело во всех смыслах "замерзло" до весны.
Сергей Вагин, глава администрации Свердловского района Перми:
- Вопрос по чистке водоотводных каналов стоит у меня на личном контроле. Однако, на наш взгляд, действовать нужно самой пенсионерке. На сегодняшний день в ее ситуации нужно срочно продать дом. Старые стены, конечно, стоят недорого, а вот земля ценится высоко. По другую сторону дороги предприниматели уже начали скупать такие площади. Ее дом стоит у дороги, можно будет совершить довольно выгодную сделку. Другое дело, что, как правило, в таких домах напряженная ситуация с документами. Как она докажет, что дом находится в ее собственности? Поэтому сейчас надо оформить документы и думать о продаже. Такие дома меняют "метры на метры", а площадь у нее там неплохая - почти 80 квадратных метров. Можно рассчитывать даже на две комнаты в хорошей благоустроенной квартире.
Денис Галицкий, юрист:
- Этот случай не единичный. Мне приходилось сталкиваться с такими делами, когда строят дорогу, укрепляют ее, поднимают над местностью, и микроклимат в окрестностях дороги меняется. Часто бывает так, что дорожники из экономии "забывают" построить водоотвод или делают это халатно. А грунтовые воды, которым некуда деваться, скапливаются перед дорогой, подтопляя близлежащие конструкции. В этом случае я бы порекомендовал для начала разобраться с дорожной организацией. Если водоотвод не функционирует, нужно заставить сделать все, как полагается, и уже потом вести разговор о ремонте дома.