Сегодня "Российская газета" публикует поправки к закону "О рыболовстве и сохранению водных биологических ресурсов", призванные произвести переворот на море, в портах и на прилавках. Теперь рыбаки обязаны разгружать весь улов на родном берегу, российская двухсотмильная экономическая зона станет доступной не для всякого иностранца, а браконьеры понесут наконец ответственность за свои действия. Большинство нововведений вступят в силу уже с 1 января 2008 года.
Для читателей "РГ" документ комментирует председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Геннадий Горбунов.
Геннадий Горбунов: Напомню, проект поправок к закону о рыболовстве готовился еще в начале года. В конце августа в Астрахани состоялось расширенное заседание президиума госсовета, посвященное проблемам рыбной отрасли. На нем прозвучали революционные для отрасли предложения. В том числе и из уст президента страны.
Вскоре после этого законопроект в первом чтении принимала Госдума. На тот момент в нем не были учтены идеи, выработанные в Астрахани. Он просто не соответствовал тем поручениям президента, которые получило правительство по итогам президиума госсовета.
Если бы мы его сняли из графика работы, то с учетом выборов к первому чтению нового законопроекта Дума приступила бы в лучшем случае весной следующего года. Поэтому законопроект переработали. В результате Федеральному Собранию удалось учесть практически все поручения президента.
Это не означает, что новый закон идеален. И мы договорились с председателем Гокомрыболовства Андреем Крайним: нужно сразу же готовить новые поправки. Но это будет уже тонкая настройка. Главное сделано - с 1 первого января следующего года очень важный для развития рыболовства закон вступит в действие.
Российская газета: Что от этого выиграют потребители рыбы?
Горбунов: Поправки создают правовое поле для реализации принципа "российскую рыбу - на российский берег". В новом законе есть нормы, которые просто обязывают рыбаков разгружать рыбу в родных портах. Выиграют потребители - морепродуктов в России станет больше. А казна будет собирать больше налогов и сборов. Очень важно, что создаются условия, при которых рыбопромысловым судам экономически будет выгодно заходить на разгрузку в российские порты. Так что и добросовестные рыбаки - тоже в выигрыше.
Не думаю, однако, что рыба заметно подешевеет. Все-таки надо учитывать, что у нас 85 процентов водных биоресурсов сосредоточено на востоке страны. А 85 процентов населения живет на западе, в 27 субъектах Федерации, расположенных до Уральских гор. Доставка рыбы на такие расстояния из Приморья, с Сахалина, Камчатки обходится дорого. Сейчас государство ищет пути удешевления перевозки. В любом случае, если продукции станет больше, дорожать она не должна.
И потом, не забывайте, что рыба - это не только продукт питания. Это еще и сырье, которое требует переработки. А это значит, что на берегу появятся новые рабочие места. Для примера: одна китайская компания строит сейчас на своей территории фабрику, на которой собирается перерабатывать до 500 тысяч тонн минтая в год. Работать на ней будут 30 тысяч китайцев. А ведь это 30 тысяч наших граждан могли бы получить работу в своих городах и поселках.
РГ: Потому что рыбу на этом заводе собираются перерабатывать российскую?
Горбунов: Да, эта компания из КНР контролирует практически половину всего нашего минтая. И есть сведения, что она получила от своего правительства 700 миллионов долларов на скупку акций российских рыбопромышленных компаний.
Сейчас рыбаки во всем мире вылавливают 98 миллионов тонн морепродуктов в год. Эта цифра может быть увеличена до 110-115 миллионов тонн. И не более. Поэтому в перспективе предстоит настоящая битва за водные биоресурсы. Многие страны уже давно закрыли для иностранцев свои двухсотмильные исключительные экономические зоны.
Сейчас по этому пути пошли и мы: поправки к закону о рыболовстве существенно ограничивают возможности зарубежных компаний в наших водах. Но, конечно, заключенные межправительственные соглашения о совместном освоении биоресурсов наша сторона будет соблюдать.
РГ: Наши рыбаки за последние годы, наверное, привыкли к большой свободе. И у них такие масштабные и жесткие поправки в закон о рыболовстве не вызывают восторга?
Горбунов: Браконьерам теперь будет, конечно, гораздо сложнее. Для борьбы с ними с принятием нового закона появилась гораздо более совершенная законодательная база. А честные рыбаки заинтересованы в том, чтобы в отрасли был порядок. Поправки подготовлены с учетом их мнения. И они сильно проигрывают из-за браконьерских "переловов".
Скажем, закупочная цена икры минтая на мировом рынке за последние 2 года снизилась в 2,5 раза. Причина понятная: браконьеры добывают ее сверх квот и продают по демпинговой цене. По тем же причинам и за то же время краб камчатский колючий упал в цене в 2 раза.
Новый закон усложнит жизнь браконьерам, они не смогут сбивать мировые цены, а законопослушные рыбопромысловые компании от этого только выиграют.
Текст закона читайте здесь