Президент Пакистана Первез Мушарраф объявил об отмене чрезвычайного положения, которое действовало в стране с ноября.
Это решение означает, что в Пакистане - в преддверии намеченных на 8 января парламентских выборов - наконец сможет начаться полномасштабная избирательная кампания.
На время действия ЧП в стране было приостановлено действие конституции, отключены негосударственные телеканалы, в крупные города вошли правительственные войска. Впрочем, по мнению президента Пакистана, эти меры "спасли страну от хаоса и исламистского заговора".
Угроза прихода к власти радикальных исламистов, которая стала очевидной после масштабных беспорядков вокруг Красной мечети, заставила поволноваться не только представителей действующего руководства Пакистана, но и крупнейшие западные государства. Как-никак речь ведь шла о ядерной державе. Поэтому на введение в Пакистане чрезвычайного положения США и Европа отреагировали достаточно сдержанно. Стараясь претворить в жизнь те сценарии развития событий, которые можно характеризовать как "наименьшее зло".
Наблюдатели не сомневаются, что на предстоящих парламентских выборах победу одержит Пакистанская народная партия, которую возглавляет бывший премьер-министр Беназир Бхутто. Именно ей эксперты прочат кресло главы будущего правительства.
В случае если эти прогнозы окажутся верными, Бхутто уже в третий раз возглавит кабинет. И вновь ей придется делить власть с президентом, только недавно сложившим полномочия главнокомандующего. А с людьми в погонах у Бхутто традиционно не ладились отношения. Однако создания тандема Мушарраф - Бхутто настойчиво добивается Вашингтон. США стремятся объединить "сильную руку" президента Мушаррафа и либерально настроенного и весьма популярного премьера Бхутто в борьбе против исламской угрозы. И, судя по всему, в этом стремлении Белый дом преуспел.
Согласно многочисленным утечкам, попавшим в прессу за последние несколько месяцев, Мушарраф и Бхутто еще осенью заключили негласное соглашение о разделе власти. Суть его заключается примерно в следующем. Пакистанский лидер сохраняет за собой пост президента, но при этом оставляет должность главнокомандующего армией. Что Мушарраф недавно и сделал. Бхутто получает иммунитет от судебного преследования, участвует в выборах и становится премьером. Она оказывает Мушаррафу политическую поддержку. В обмен на это он размораживает банковские счета Бхутто и ее семьи, на которых, по неофициальным данным, находится около полутора миллиардов долларов.
Претворить эту договоренность в жизнь Мушаррафу мешал Верховный суд, который считал незаконным его переизбрание президентом страны. Дело в том, что конституция Пакистана запрещала военному занимать пост главы государства. Воспользовавшись режимом чрезвычайного положения, Мушарраф сменил состав Верховного суда - он больше не будет препятствием на пути президента. Пакистанский лидер выполнил свою часть соглашения. Теперь очередь за Бхутто.