18.12.2007 04:00
Власть

Леонид Радзиховский: Как осуществится план Путина

Текст:  Леонид Радзиховский (политолог)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4546)
Читать на сайте RG.RU
После выборов это выражение как будто исчезло.

Между тем "план" (за который народ проголосовал авансом) мы узнали только сейчас.

План передачи власти: Медведев - президент, Путин - премьер без перераспределения полномочий.

На самом деле, хотя теперь уже, кажется, про "план" известно абсолютно все, главное до сих пор непонятно - перед нами план передачи власти или план сохранения власти?

"Диалектический" ответ: и то и другое. Красиво. Но не слишком понятно, как красивым, но не слишком понятным было и выражение "национальный лидер".

Тем не менее, исходя из всей имеющейся информации, попробуем все же понять смысл этого плана.

Ну вот первый, самоочевиднейший вопрос: все-таки почему именно Медведев?

Боже, чего мы только не наслушались за эти дни о Дмитрии Анатольевиче!

Он и "мягкий", он и "жесткий", он и "слабый", он и "сильный", он и "блестящий юрист" и многое, многое другое. Ей-богу, впечатление такое, что автор каждого из сих метких наблюдений съел с ним пуд соли.

Я не отношусь к числу таких избранников судьбы.

Не берусь судить о личности Д.А. Медведева - могу оценить лишь его публичные заявления.

Это заявления, либеральные в тех пределах, в каких это возможно сделать, чтобы при этом ни на микрон не нарушить абсолютную лояльность Путину. Сторонник европейского вектора развития России, расширения экономической интеграции, безусловный категорический противник изоляционизма во всех его формах.

Не замечен ни в антизападной, ни в антилиберальной, ни в имперской риторике. Немало!

Таким образом, символический смысл решения Путина прозрачен: это сигнал "городу и миру" о том, что как минимум в нашей политике есть не только антилиберальная риторика, но и либеральная. Более того, что при любом накале антизападной риторики "стратегически" Россия остается верна своему "европейскому выбору" - "и надеюсь, что это взаимно".

Останется ли "западный поворот" в пределах легкого пиар-намека или обернется чем-то более реальным - сегодня судить рано. И это зависит уже от совсем других вещей. В частности, от реально-политического (в наших условиях - административного) баланса сил.

Выбор Медведева важен не только в смысле шанса на появление "легкого западного сквознячка".

Гораздо важнее другой момент - "либерал Медведев" не связан с силовыми структурами. Это очень интересно, хотя за этим может стоять совсем разный смысл.

Начнем с того, что, как всем известно, спецслужбы, "силовики", эта "вертикаль в вертикали", имеют совершенно исключительное значение в нашей системе власти-собственности. Реально полнотой власти в России обладает лишь тот, кто подчинит себе силовиков. Путин это знает лучше всех.

Для того чтобы реально контролировать эти самые "структуры", необходимы три фактора.

Формальная власть над ними. Твердый характер. Опыт работы в спецслужбах, знание их изнутри, наличие в них своих "агентов влияния", своей команды.

Первое условие соблюдено полностью. Предположим (повторяю, я лично не знаю Медведева), второе тоже соблюдено. Но третье точно не выполняется - насколько мы можем судить, своих людей в силовых структурах у Медведева нет. Единственный человек, с которым он тесно связан в спецслужбах, - сам Путин!

Почему же Путин в такой ситуации выбрал кандидатуру Медведева?

Может быть, именно потому, что Путин считает, что спецслужбы "слишком много власти взяли" (в том числе, как говорят, в экономике), он не хотел их дальнейшего усиления, неизбежного, если бы президентом стал выходец из этой Системы. Перефразируя известное выражение: "Спецслужбы - слишком серьезная организация, чтобы доверить руководство ими самим спецслужбам". Путин хочет восстанавливать баланс сил - и потому выдвигает им "символический противовес".

Но велика ли аппаратная сила - при всех формальных полномочиях - у того, кто не имеет своих рычагов в силовых структурах? Заколдованный круг: чтобы президент мог ослабить властный перекос в сторону спецслужб, он должен представлять другое крыло. Но в этом случае насколько он сможет контролировать эти службы?

Может быть, Путин не хотел выдвигать в преемники силовика в том числе и потому, что такой президент может слишком быстро сосредоточить в своих руках всю полноту власти. Между тем Путин по тем или иным причинам считает, что ему самому нельзя вот так "встать и уйти", считает, что его обязанность - "контролировать процесс", передавать власть "плавно", постепенно введя "наследника" в курс дела. Поэтому важнейшую часть, магнитный стержень Вертикали - силовые структуры - он должен на этот переходный период сохранить под своим контролем.

Во многом это ситуация вынужденная: в "однополярном мире" нашей политики Путин - единственная "сверхдержава". И это налагает гигантскую ответственность - "мы в ответе за тех, кого приручили". Только сам Путин может, твердо стоя на ковре российской политики, своим авторитетом, политическим весом, неограниченной властью удерживать этот ковер в относительно ровном, спокойном состоянии, не допускать, чтобы подковерные конфликты вздыбились, накренили всю Вертикаль.

Но во всяком случае, раз у Медведева пока что нет "своей команды" среди силовиков, тут нужна помощь Путина в той или иной форме.

Казалось бы, для этого главная задача премьера Путина должна состоять именно в том, что сегодня выходит за пределы компетенции премьера, - в руководстве силовиками. И тогда его "сверхзадача" могла бы быть в том, чтобы плавно, обойдя все административные рифы, постепенно подчинить спецслужбы Медведеву, тем самым превратив его из "президента де-юре" в "президента де-факто".

Но Путин сразу четко заявил (кстати, он и раньше это говорил): перераспределения функций не будет.

Значит, руководство силовиками остается за президентом. Они прямо должны подчиняться ему, он - председатель СБ и т.д.

У премьера остается его традиционная (весьма неблагодарная) сфера - экономика и социальная политика (кстати, то, чем сейчас руководит главным образом Медведев).

Как же понимать этот ребус? Очевидно, Путин считает принципиально важным сохранить в России президентскую республику, не превращать страну в парламентскую, что неизбежно случилось бы, если бы функции президента перешли к премьеру.

Но как Путин, не имея отныне формального контроля над силовыми структурами, сможет помочь Медведеву ими руководить - хотя бы на "переходный период", пока Медведев не установит там свою власть де-факто?

Возможный ответ таков. У Медведева - формальная власть над силовиками. У Путина - абсолютный моральный авторитет, полный психологический контроль над этой сферой. В тандеме они и могут обеспечить руководство, с тем чтобы президент постепенно "взял силовые вожжи" в свои руки.

Что ж, это действительно сложный вариант. Но при сегодняшней структуре Вертикали единственно возможный путь.

"Вынуть Путина" из Вертикали невозможно. Если он СРАЗУ от нее отделится - она просто зашатается. Перезагрузить Систему власти, подвести Вертикаль под премьера - не только означало бы переделать Конституцию (а если все равно переделывать, то почему бы тогда Путину было просто не пойти на третий срок?), но и по существу неверно. Парламентская республика - "интересное начинание, но не для нашего климата".

Остается один сложнейший путь. Не меняя Конституцию, "потихоньку" подводить Вертикаль под нового президента. Сверхсложная работа, требующая огромного такта и абсолютного доверия и взаимопонимания между президентом и премьером. А в этом смысле - таково общее мнение - Медведев идеальный для Путина партнер.

Позиция Госуправление Президент