Темпы роста промышленного производства на территории Центрального федерального округа ставят энергетиков в тупик. Предприятия впервые за последние 10-15 лет готовы значительно увеличить выпуск продукции. Однако уже в ближайшем будущем бизнес, сумевший наконец преодолеть затяжной финансовый кризис, столкнется с новой проблемой - острым дефицитом энергомощностей.
По данным аналитиков, разрыв между выработкой электроэнергии и ее потреблением с каждым годом все сокращается, и уже в ближайшее время энергетика ЦФО может не выдержать возрастающих нагрузок.
Сейчас на территории Центрального федерального округа находится 17 энергосистем, действуют крупные ГРЭС РАО "ЕЭС России" и 13 энергоблоков четырех атомных электростанций: Курской, Нововоронежской, Калининской и Смоленской. Мощность всех электростанций ЦФО составляет 45 миллионов киловатт, а годовая выработка электроэнергии - около 190 миллиардов киловатт-часов. До недавнего времени ЦФО не испытывал дефицита электроэнергии, однако без перестройки всей системы энергоснабжения к 2015 году дефицит электроэнергии в областях округа возрастет до 20 тысяч мегаватт. К этому времени энергопотребление в ЦЧР увеличится по сравнению с прошлым годом в полтора раза.
Специалисты прогнозируют, что уже в следующем году к электросетям сможет подключиться лишь каждый десятый - остальные получат отказ.
В этом году впервые энергетики заговорили о возможности строительства новых мощностей. Свою модель реформирования реорганизации представило РАО "ЕЭС России". Разработана федеральная целевая программа развития атомной энергетики. Однако ввод новых мощностей ожидается, в лучшем случае, к 2010-2012 годам. До этого предприятия и население будут испытывать все увеличивающийся энергетический голод. При этом модернизация энергетики, по общему признанию, требует привлечения частных - как российских, так и зарубежных - инвесторов. Готовы ли к этому - и энергокомпании, и инвесторы - большой вопрос.
На вопросы "Российской газеты", касающиеся перспектив развития энергетики в субъектах федерации, ответили наши региональные эксперты - руководитель Главного управления по тарифной политике Воронежской области Николай Решетов, заместитель председателя правительства Курской области Геннадий Широконосов, начальник управления энергетики и тарифов Липецкой области Владимир Чунихин, начальник Комитета по государственному регулированию тарифов в Тамбовской области Валентин Пронин.
Российская газета: К 2010-2015 годам эксперты прогнозируют дефицит энергомощностей на территории Центральной России - в случае, если существующие мощности не будут своевременно замещены. Что делается в вашем регионе для предупреждения кризисной ситуации?
Владимир Чунихин: Особенность Липецкой области в том, что у нас вся электроэнергия вырабатывается только на ТЭЦ. В среднесрочную программу развития удалось включить реконструкцию двух станций, играющих ключевую роль в теплоснабжении самых крупных городов области. На Елецкой ТЭЦ работы идут полным ходом, и в конце будущего года мы ожидаем ввод новых агрегатов - двух парогазовых установок по 20 мегаватт каждая, плюс 12-мегаваттный котел-утилизатор. Общая электрическая мощность Елецкой ТЭЦ вырастет почти втрое, а так как вырабатываемая на ней электроэнергия будет более конкурентоспособной, объем ее производства и продажи по расчетам увеличится в шесть раз, до 350 миллионов киловатт-часов. В будущем году должна начаться реконструкция Липецкой ТЭЦ-2. Здесь прибавка мощностей будет исчисляться уже сотнями мегаватт.
Если сейчас в области производится примерно половина потребляемой в ней электроэнергии, то через четыре года уровень самообеспеченности области вырастет до семидесяти процентов. К 2015 году, после реконструкции других станций, вполне можем выйти и на стопроцентный уровень. Но, подчеркиваю, это - не самоцель. Подталкивать инвесторов к невыгодным для них решениям не собираемся. Не выйдем на сто процентов - ничего страшного, наши энергосбытовые компании будут, как и сейчас, докупать недостающие объемы извне.
Николай Решетов: Надо сказать, что сегодня в отличие от той же Москвы, где налицо дефицит генерирующих мощностей, Воронежская область находится в более выгодном положении: на территории региона энергии производится больше, чем потребляется (соответственно 14,3 и 9,4 миллиарда киловатт-часов по итогам прошлого года). Однако, учитывая тот факт, что на ближайшие несколько лет запланирован пуск сразу нескольких крупных производств (металлургического и двух цементных заводов, с десяток животноводческих комплексов), а также существенное увеличение темпов строительства жилья, то и энергопотребление будет увеличиваться - как минимум на 2,3 процента в год. Поэтому, чтобы сохранить положительный баланс между производством и потреблением электроэнергии, необходимо развивать как генерирующие источники, так и передающую инфраструктуру. Согласно Федеральной целевой программе "Развитие атомного энергетического комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года" начато строительство первого и второго блоков Нововоронежской АЭС-2 общей мощностью 2300 мегаватт, ввод их в эксплуатацию запланирован соответственно на 2012 и 2013 годы. К 2010 году также планируется расширить мощности (за счет установки двух газотурбинных установок и паровой турбины) ТЭЦ-2 до 120 мегаватт. С учетом всего этого выработка электроэнергии в регионе к 2015 году прогнозируется в объеме 28,4 миллиарда киловатт-часов, что практически в два раза больше нынешнего.
Понятно, что наращивание электромощностей должно сопровождаться развитием сетевой инфраструктуры. Объекты и сроки, в которые они должны быть построены, - все это прописано в областной инвестиционной программе по повышению надежности электроснабжения и обеспечения присоединения новых потребителей к электрическим сетям. По этому поводу губернатор Владимир Кулаков подписал соглашение с межрегиональной сетевой компанией. Цена вопроса - 7,5 миллиарда рублей на период с 2007 по 2011 годы. Реализация этой программы позволит обеспечить опережающее развитие существующей инфраструктуры для технологического присоединения новых электрических нагрузок потребителей.
Геннадий Широконосов: Курская энергосистема обеспечивает электроэнергией соседние области Центрально-Черноземного региона. В связи с чем баланс электроэнергии следует рассматривать по Белгородской, Орловской, Липецкой, Брянской и Курской областям. Обратимся к цифрам. В прошлом году Курская энергосистема произвела 25,6 миллиарда киловатт-часов электроэнергии, из которых 17, 58 миллиарда поставила в соседние области. Основной источник электроэнергии - Курская АЭС. Федеральной целевой программой "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года" намечается строительство атомной станции замещения (Курская АЭС-2). Ввод в действие энергоблоков новой АЭС будет осуществляться по мере вывода из эксплуатации действующих блоков Курской АЭС.
В 2015 году потребность Белгородской, Орловской, Липецкой и Брянской областей в покупной энергии составит 32,1 миллиарда киловатт-часов. От Курской энергосистемы обеспечивается поставка 24,4 миллиарда киловатт-часов, собственное потребление Курской области в 2015 году составит 10, 2 миллиарда.
В балансе мощностей учтен энергоблок № 5 Курской АЭС, ввод в действие которого необходимо обеспечить до 2011 года. Ввод блока предусмотрен в Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Однако Росатом не выделяет на его строительство финансовые ресурсы в необходимых объемах. По инициативе администрации Курской области вопрос строительства блока рассматривается в правительстве Российской Федерации и федеральных органах власти. Но пока решения о финансировании строительства блока нет.
Валентин Пронин: Не скажу за всю Центральную Россию, но Тамбовской области в ближайшие пять-семь лет дефицит электроэнергии не грозит. Региональное диспетчерское управление всегда может восполнить нехватку, подключив резервные мощности, которых у нас достаточно. К возможному дефициту готовились заранее. Область еще несколько лет назад запустила пилотную программу системной борьбы с потерями электроэнергии, в частности, оснастили линии передач изолированными самонесущими проводами. Ежегодно в энергетику поступает по 150-200 миллионов рублей инвестиций, поэтому на голодном энергетическом пайке область сидеть не будет.
РГ: Замещение энергомощностей требует огромных инвестиционных вложений. Как вы относитесь к участию коммерческих организаций в реконструкции действующих источников?
Широконосов: Положительно. Привлечение инвестиций частных инвесторов расширяет возможности наращивания и модернизации мощностей энергетического комплекса, которые в настоящее время в тепловой энергетике морально и физически устарели.
Оценку возможности привлечения частных инвесторов на объекты атомной энергетики можно дать после завершения реформирования в атомной отрасли и создания соответствующей нормативной базы для реализации Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом организаций, осуществляющих деятельность в области атомной энергии".
Чунихин: Наращивать инвестиции за счет дальнейшего увеличения тарифов на передачу электроэнергии становится невозможным по двум причинам. Во-первых, из-за известных ограничений при тарифном регулировании со стороны ФСТ России; во-вторых, из-за растущего нежелания потребителей, прежде всего промышленных, оплачивать своими деньгами развитие другой, да к тому же частной, компании. Плата за технологическое присоединение в своём нынешнем виде не способна решать проблемы создания сетевых мощностей для крупных жилых массивов и для промышленных районов. Решения о продаже принадлежащих ОАО "РАО ЕЭС России" акций региональных электросетевых компаний или об эмиссии новых акций и их продаже пока не принято. Проектное финансирование при строительстве сетей проблематично из-за невысокой прибыльности инвестиционных проектов, что характерно для всех инфраструктурных отраслей. Бюджеты областей не в состоянии нести нагрузку по ежегодному расходованию сотен миллионов и даже уже миллиардов рублей на строительство объектов электроэнергетики. Таким образом, налицо определенный кризис роста, выход из которого надо найти как можно скорее, объединив усилия.
Можно ли в этой ситуации обойтись без частных инвестиций? В отношении генерации такой вопрос задавать уже поздно. Стратегическое решение о целесообразности их привлечения уже принято, и процесс, что называется, пошел. По магистральным сетям ответ известен - нет. Считаю такой подход правильным. По распределительным сетям такое решение, как известно, пока отсутствует. Пока мы на перепутье. В данный момент, представляется, развитие через государственные инвестиции - путь для России вполне возможный.
Можно, считаю, развиваться и с помощью частных инвестиций. Проще всего - по принципу: кому нужны новые сети, тот и платит. Но с одним важным отличием от существующего порядка. Сегодня заявитель вынужден просто отдавать деньги, на которые сетевая компания строит необходимые ему мощности, но при этом собственником этих новых объектов является сетевая компания. Логичной такую схему не назовёшь, и сегодня здесь достаточно много конфликтов. Если сделать так, что заявитель на сумму необходимых инвестиций будет получать соответствующий пакет акций сетевой компании, то появляется нормальный экономический механизм развития.
В "РАО ЕЭС России" считают, что до 2011 года с решением можно подождать. Не согласен категорически. То, что медленное развитие электрических сетей тормозит развитие экономики, - это не пустой лозунг, это очевидная реальность. Решение надо принимать как можно скорее.
Решетов: Что касается частных инвестиционных вложений в реконструкцию действующих энергетических источников, то в Воронежской области такой пример есть: модернизация ТЭЦ-2 будет вестись на средства акционеров (бюджет проекта - 3,4 миллиарда рублей). Сейчас в теплогенерирующей компании (ТГК-4), куда входит ТЭЦ-2, контрольный пакет акций - 49 процентов - принадлежит государству, но здесь собираются делать допэмиссию и тем самым привлечь частных инвесторов. Все происходящее закономерно, поскольку государство уже объявило о своем намерении уйти с этого рынка. Сегодня спор идет лишь о том, отдавать предпочтение портфельным инвесторам, которые покупают активы для последующей перепродажи, или стратегическим, для которых генерация - основной бизнес. РАО ЕЭС высказывается за второй вариант.
Пронин: Если к нам придут с инвестициями сетевые коммерческие организации, то мы их примем с распростертыми объятиями. Если придут сбытовые, то будем смотреть. Возьмут они на себя нагрузку в виде перекрестного субсидирования - будем строить деловые отношения с учетом интересов потребителей.