Ежедневно на севере Приамурья происходят землетрясения. За этот год зафиксировано в два раза больше средних и мелких толчков земли, чем в 2005 году, - 115 против 55. Как обстоят дела с сейсмической опасностью на территории Амурской области?
Север под ударом
Территория всего Дальнего Востока подвержена землетрясениям, но если в южных районах Приамурья, Благовещенске вероятность возникновения такого рода катаклизмов близка к нулю, то на северо-западе области земные толчки - довольно частое явление. Здесь жители уже привыкли к периодическим дребезжаниям оконных стекол, пошатыванию мебели и люстр. Особенно часто трясет тындинские поселки Олекма и Юктали. В ноябре прошлого года недалеко отсюда произошло одно из самых сильных землетрясений на территории Якутии и Амурской области. Тогда, вспоминают юкталинцы, дома в прямом смысле трещали по швам. Жители поселка проснулись от мощных толчков ночью, многие выбежали на улицу, опасаясь повторных ударов. Все здания выдержали агрессию природы, так как были рассчитаны на землетрясение до 8 баллов.
- Если бы прошлогоднее землетрясение произошло непосредственно на территории населенного пункта, то катастрофы было бы не избежать, - говорит главный геофизик Якутского филиала Сибирского отделения РАН Анатолий Петров. - Большинство разрушений происходит ближе к эпицентру, хотя сама магнитуда может распространяться на несколько сотен километров, но чем дальше, тем она слабее.
Качающиеся дома
До строительства Байкало-Амурской магистрали в северных районах области не было ни одной пятиэтажки и уж тем более девяти- или шестнадцатиэтажек, поэтому землетрясения в этой местности практически не представляли никакой угрозы. Ситуация изменилась, когда появилась Зейская ГЭС, началось активное строительство многоэтажным домов на станциях БАМа. Ученые в первую очередь обращали внимание проектировщиков и строителей на высокую сейсмоопасность и наличие вечной мерзлоты в этих районах. Поэтому все здания сооружались при неукоснительном соблюдении всех норм и правил, которые диктовали сейсмологи.
Специалисты даже дали добро на возведение комплекса 16-этажных домов в Тынде, до недавнего времени самых высотных зданий в Амурской области. Эти дома построены на специальном фундаменте по принципу раскачивания. До сих пор расчеты ученых не дают серьезных сбоев, и все сооружения выдерживают колебания земной коры, которые могут доходить на севере Приамурья до 10 баллов по шкале Рихтера. Но как подчеркивают сейсмологи, жертв и разрушений удается избежать еще и потому, что эпицентры всех сильных землетрясений находятся в незаселенной местности, в десятках и сотнях километрах от поселков и городов.
- Север Приамурья постоянно трясет, здесь проходит сейсмический пояс вдоль Станового хребта, и земля в этом месте регулярно извергает скопившуюся в недрах энергию, - рассказывает директор Якутского филиала Сибирского отделения РАН Сергей Шибаев. - Сейчас наша сейсмостанция практически ежедневно фиксирует колебания земной коры в этом районе. Конечно, большинство из них человек не ощущает, но мы все подземные толчки досконально изучаем. Вероятность сильных ударов в этом районе велика, но Якутию и Амурскую область спасает то, что регионы малонаселенные.
Будь готов
Среди природных катаклизмов землетрясения занимают одно из первых мест по количеству жертв, наносимому экономическому, экологическому и социальному ущербу. Учеными установлено, что колебания земной коры происходят в глубинных разломах из-за перемещения литосферных плит. Движение этих блоков не подчинено единым законам и совершается хаотично. Поэтому до настоящего времени остается не разрешенной проблема предсказания времени, места и силы землетрясений. Как правило, сейсмологи только констатируют уже свершившиеся изменения, хотя иногда и дают прогнозы. Например, на Камчатке несколько месяцев ждали толчков более 7 баллов. В Петропавловске-Камчатском даже были расставлены палаточные городки МЧС, которые смогут принять людей при мощном подземном ударе. Но когда прогнозируемые сроки закончились, тревога была снята.
Спасатели говорят, что людям не следует полностью игнорировать возможность чрезвычайной ситуации и в районах с повышенной сейсмоопасностью нужно всегда быть начеку и знать правила поведения при землетрясениях.
- Каждый год в школах мы проводим учения по эвакуации детей в таких случаях, имеются памятки поведения при подземных толчках, - объясняет специалист отдела ГО и ЧС Тынды Кирилл Рудин. - В частности, жителям нужно знать, что при сильных землетрясениях нужно встать в дверной проем - тогда есть возможность спастись от падающих сверху плит, ни в коем случае нельзя спускаться на лифте. Сейсмостойкость зданий во многом зависит еще и от качества строительства, например от такого важного элемента, как бетон. Если в растворе будет один песок, то такой дом не выдержит сильного землетрясения.
Якутские геофизики сейчас дают информацию о сейсмоактивности земли нефтяникам. При строительстве нефте-провода "Восточная Сибирь - Тихий океан" используются наработки, применяемые при сооружении БАМа. Эти технологии увеличивают стоимость строительно-монтажных работ, но "Транснефти" приходится соглашаться с расчетами сейсмологов. За землетрясениями следят и на Зейской ГЭС. Здесь движение литосферных плит может разрушить плотину, и тогда под водой окажутся несколько районов области, в том числе и Благовещенск. Поэтому энергетики постоянно проверяют конструкции на предмет сейсмоопасности. В Зее работает единственная в области сейсмостанция, но оборудование на ней устарело и сегодня нуждается в срочной замене.
Виктор Быков, заместитель директора Института тектоники и геофизики Дальневосточного отделения РАН:
- Весь Дальневосточный регион на сейсмокарте "Общего и технического районирования" окрашен в красный цвет. Недавние землетрясения в Японии - на острове Хоккайдо - в Алтае, Бурятии, Китае говорят, что наша территория - очень активный пласт Земли. И значит, подвержен техногенным катастрофам. А связано это в первую очередь с тем, что Дальний Восток лежит на стыке двух литосферных плит: континентальной и океанской. Отсюда большая вероятность подземных толчков и землетрясений.
При этом территория Дальнего Востока с точки зрения сейсмологии вообще мало изучена. Никаких наблюдений здесь не велось. Существуют только дореволюционные "Каталоги землетрясений" и "Вестник Приамурского географического общества", в которых сведения о катастрофах на русском Дальнем Востоке отрывочны и поверхностны. Лишь соседи-китайцы на протяжении трех тысячелетий скрупулезно ведут записи. У нас же в регионе лаборатория сейсмологии и сейсмотектоники появилась пять лет назад.
Сегодня уже подготовлено распоряжение Госстроя России, что без учета сейсмической безопасности строительные организации не смогут получить разрешение на строительные работы. На Дальнем Востоке такая техническая активность - в пределах 6 - 7 баллов, в Советской Гавани она доходит до 8. А в советское время был один общий балл - 5. Подъем сейсмического балла приведет к тому, что жилые дома и производственные помещения необходимо будет строить с запасом прочности.