В последнее время к городу Березники приковано повышенное внимание. Год назад на калийном руднике, расположенном здесь, произошла авария, последствия которой до сих пор держат город в напряжении. Андрей Мотовилов был избран главой Березников весной 2006 года, незадолго до аварии. За прошедшие месяцы мэру Березников не раз приходилось принимать важнейшие решения, хотя цена ошибки в этих условиях возросла многократно. Об опыте управления городом в условиях кризисной ситуации глава Березников рассказал в интервью "Российской газете".
Российская газета: Андрей Владимирович, вы только успели вникнуть в суть дела - и тут такой вал проблем для города, одна сложнее другой. За счет чего удавалось и сейчас удается справляться с ситуацией?
Андрей Мотовилов: Авария на первом рудоуправлении действительно стала для Березников серьезным испытанием и одновременно поводом еще раз доказать свою жизнеспособность, свой огромный потенциал. Ведь опыта преодоления подобного рода кризисов в России вообще не было. Перед лицом опасности сплотились все те, от кого зависели какие-то конкретные меры в решении проблемы, - власти, предприятия, МЧС, ученые, работники рудника. Вот, наверное, эта сплоченность и помогла. И, безусловно, огромную роль сыграла поддержка региональной и федеральной властей.
В первые дни после аварии не было вообще ничего: ни заключения ученых, ни распоряжений Ростехнадзора. В условиях нехватки информации о том, что происходит под землей, мы принимали решения на основе наихудшего прогноза развития ситуации.
Вместе с представителями краевой власти, науки, калийщиков мы встречались с людьми, разъясняли ситуацию в СМИ. Честно разговаривали с населением, убеждали, что справимся. И, на мой взгляд, мы действительно справляемся.
РГ: Какие проблемы удалось решить за прошедшее время и что еще предстоит сделать?
Мотовилов: С самого начала мы определили проблемные зоны: участок федеральной железной дороги, расположенный в зоне возможного провала, магистральный газопровод, по которому подается газ на ТЭЦ-10, снабжающую теплом половину города. Энергетики оперативно отреагировали на ситуацию, на перенос газопровода ушло 8 дней, хотя обычно на такие работы уходит не меньше полугода.
К началу нынешнего года была построена 850-метровая резервная железнодорожная ветка. Тогда многие сомневались в целесообразности этого строительства, но жизнь показала, что решение было верное. Для Верхнекамья она стала практически так же важна, как Дорога жизни для блокадного Ленинграда. Именно по этой ветке сейчас перевозят грузы большинство промышленных предприятий, и ее остановка означает остановку их производств, на которых заняты десятки тысяч людей.
Очень важный момент - организация совместно с "Уралкалием" комплексного мониторинга за процессами, происходящими под землей и на поверхности, исследований, позволяющих понять, как ситуация будет развиваться дальше. Калийщики продолжают вкладывать в эти работы значительные средства - десятки миллионов рублей.
Как раз на основе результатов мониторинга ученые выделили еще одну неблагоприятную зону - в районе карналлитовых пластов, отработка которых велась в 40-х- 50-х годах. По мнению ученых, их затопление может привести к частичному разрушению зданий из-за неравномерного оседания земной поверхности. В связи с необходимостью переселения жителей карналлитовой зоны в правобережной части города стартовал беспрецедентный для нашего региона проект комплексной застройки микрорайона Усольский. Эта работа планировалась давно, но авария стала своеобразным катализатором.
РГ: Как идет процесс строительства жилья и переселения жителей - успеете ли решить все проблемы в обозначенные ранее сроки?
Мотовилов: Более 60 процентов собственников квартир из опасной зоны уже приобрели новое жилье. Жильцы муниципальных квартир переедут на правый берег. Общая площадь нового жилья в микрорайоне Усольский составит почти 60 тысяч квадратных метров. На первом этапе домов должно быть введено столько, чтобы хватило для переселения. Второй этап строительства микрорайона завершится к 1 января, и к 1 февраля - третий. Будут еще 4-й и 5-й этапы, но позже.
РГ: Что будет с социальной инфраструктурой нового района?
Мотовилов: На правом берегу появится отделение милиции, будет реконструировано пожарное депо. Предусмотрено возведение торгового центра межрайонного значения. Наличие в городе гипермаркета выведет розничную торговлю на более высокий уровень и благоприятно скажется на ценовой политике. Кроме того, "Уралкалий" взял на себя финансирование строительства и оснащения двух объектов на правом берегу - детского сада и поликлинического комплекса общей стоимостью 300 миллионов рублей.
РГ: Одна из актуальных проблем сейчас, и не только для Березников, но и для соседнего Соликамска - строительство новой железной дороги. Как она решается?
Мотовилов: На государственном уровне было принято решение о строительстве 53-километрового обходного пути Соликамск - Яйва. Реализация такого крупного проекта займет не менее двух лет. Поэтому Правительственная комиссия обязала ОАО "РЖД" до 1января 2008 года построить еще и объездной 6-километровый участок железной дороги. Он позволит обеспечить безопасность железнодорожных грузовых перевозок Соликамско-Березниковского промышленного узла до ввода в строй 53-километрового обходного пути.
Единственный маршрут, по которому можно обойти опасный участок, проходит по территориям ОАО ТГК-9 и ОАО "Уралкалий". Компании уже сносят здания и сооружения, расположенные в зоне планируемого строительства. Энергетики строят новый газопровод. "Уралкалию" предстоит в кратчайшие сроки ликвидировать объекты пароснабжения, электроснабжения, перегрузочные узлы, галереи.
Я не сомневаюсь, что и предприятия, и железнодорожники сделают все, что от них зависит. Кроме того, я думаю, что внимание президента страны и правительства к этой теме - это дополнительная гарантия того, что одна из главных проблем Березников будет совместными усилиями решена.