Такие нормы содержатся в принятом недавно законе о саморегулируемых организациях (СРО). Причем для некоторых сфер деятельности вступление в саморегулируемые организации носит не добровольный, а обязательный характер.
По просьбе "РГ" новые полномочия бизнеса комментирует глава департамента госрегулирования в экономике министерства экономического развития и торговли Андрей Шаров.
Андрей Шаров: У нас существует масса сфер деятельности, где государство не в состоянии обеспечить качество товаров и услуг, да и не должно этим заниматься. Постепенно в рамках административной реформы оно от этих избыточных функций по надзору и контролю уже избавляется. И право разрабатывать для бизнеса стандарты деятельности, а также контролировать их исполнение будет по мере создания объединений передавать самим предпринимателям, то есть саморегулируемым организациям.
Российская газета: А если бизнес заложит низкую планку таких стандартов?
Шаров: Этого не произойдет. Потому что по закону саморегулируемые организации несут финансовую ответственность за всех своих членов. На практике это будет выглядеть так: если фирма продала вам некачественный товар и не может компенсировать потери, вы обращаетесь в СРО, куда она входит, а объединение предпринимателей расплачивается за коллег по цеху. Специально для этого саморегулируемые организации обязаны формировать за счет членских взносов компенсационные фонды. А введение таких финансовых гарантий вынудит их задавать высокую планку требований к компаниям, то есть прописывать для их продукции более высокие стандарты. Иначе СРО разорится. Напомню, кстати, что чиновники, осуществляющие надзор и контроль за бизнесом, за огрехи своих "подопечных" рублем не отвечают.
Если бы саморегулируемые организации существовали раньше, то не возникло бы проблемы с обманутыми дольщиками в строительном секторе. Псевдофирму просто не приняли бы в такое объединение, ведь все крупные участники рынка хорошо знают друг друга.
РГ: Какими будут членские взносы для формирования компенсационных фондов?
Шаров: В законе заложены очень мягкие нормы - не менее трех тысяч рублей. Но саморегулируемые организации по своему усмотрению могут повысить планку.
РГ: Но при таких взносах суммы компенсационного фонда может не хватить на возмещение ущерба. Одна квартира, например, стоит три-четыре миллиона рублей...
Шаров: По строительному сектору и некоторым другим видам бизнеса, где суммы компенсаций могут быть значительными, величина фонда будет выше, и это будет оговариваться отдельными законами. В основном такие требования коснутся лицензируемых видов бизнеса. Причем для них участие в саморегулируемых организациях будет не добровольным, а обязательным. В саморегулируемые организации обязаны будут объединиться строители, архитекторы, изыскатели, оценщики, аудиторы, то есть представители так называемых публичных профессий.
Для всех остальных предпринимателей создание этих объединений и вхождение в них - дело добровольное.
РГ: А почему они будут заинтересованы в создании саморегулируемых организаций и вступлении в них?
Шаров: Членство в этих объединениях - своеобразная марка, знак качества. В советское время "знаки качества" присваивало государство, теперь это будет делать сам бизнес. И отмечать продукцию фирм - членов СРО специальными лейблами.
Представьте, что вам в незнакомом городе надо выбрать кафе или автозаправку. Как сориентироваться? Очень просто - по "знаку качества", лейблу саморегулируемой организации. Потребитель будет голосовать за них своими деньгами.
РГ: А если нарушать законы будут СРО?
Шаров: Они будут отвечать по закону, как и другие юридические лица. К ним могут возникнуть претензии, если они нарушили порядок управления компенсационным фондом, расходовали эти средства не по назначению - например, вложили деньги в недвижимость или не выплатили компенсацию.
РГ: Не получится ли так, что за бортом саморегулируемых организаций окажется малый бизнес?
Шаров: Малый бизнес сможет создавать свои объединения. Мы полагаем, что будут существовать крупные саморегулируемые организации федерального уровня, куда войдут мощные компании, и региональные - для малого и среднего бизнеса. В основном они объединят предприятия сферы услуг - общепит, автомойки, парикмахерские.