Более сотни различных морских проектов будут реализованы в рамках государственно-частного партнерства, в том числе в особых экономических зонах. Об этом вчера объявил первый вице-премьер Сергей Иванов.
На Морской коллегии при правительстве РФ он напомнил, что в этом году удалось принять ряд законов, которые способствуют наведению порядка в судоходстве и в портах. А правительство одобрило Стратегию развития отечественного судостроения до 2020 года и на дальнейшую перспективу. Все это помогло Морской коллегии принимать решения "не вообще", а применительно к конкретным территориям и проектам.
Вчера Иванов и его коллеги главным образом разбирались с нерешенными вопросами. Один из них касался критической ситуации в Госморспасслужбе. Недавние катастрофы на Черном и Азовском морях показали, сколь трагичны для людей и природы бывают техногенные аварии. Напомним, что в Керченском проливе в течение только одного дня погибло четыре моряка, затонули четыре судна, еще шесть сели на мель, в море оказалось около 3 тысяч тонн мазута и 6 тысяч тонн серы. Для ликвидации таких ЧП как раз и создавалась морская спасательная служба. Однако, по словам первого вице-премьера, ее суда изношены до предела, а подразделения оснащены оборудованием всего на 39 процентов. Чтобы поправить положение, нужны немалые средства. Их Иванов предложил привлечь в рамках новой Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России", рассчитанной на 2010-2015 годы. Поскольку госбюджет не резиновый, надо активней задействовать в экологической защите морей и частный капитал.
По идее компенсировать затраты государства на ликвидацию техногенных аварий должна страховка. Но вчера Сергей Иванов открыто признал, что существующая в России система страхования не позволяет это делать оперативно и в полном объеме. Первый вице-премьер призвал смелей заимствовать опыт иностранных государств.
- Во всем мире давным-давно и успешно применяется практика, когда при заходе в порты, проливы, территориальные воды судовладельцы, капитан судна обязаны иметь полис, гарантирующий покрытие основных рисков, - напомнил Иванов. - Все это известно, и вас просто без этого полиса не пустят.
Другим полезным опытом для моряков могла бы стать система страхования, налаженная у нас в авиационных перевозках. Напомним, что сумма страховых выплат и гарантийные обязательства российских авиакомпаний в этом году были приведены в соответствие с международной практикой. Аналогичную схему страхования грузов, жизни пассажиров и экипажей судов коллегия думает распространить и на все морские перевозки.
Заниматься развитием отрасли, не имея под рукой единой системы информационного обеспечения, - все равно что кидать деньги на ветер. Вот почему Иванов призвал коллег незамедлительно навести в этом вопросе "настоящий морской порядок". Тут есть о чем подумать. Сегодня морской деятельностью занимаются 10 министерств, 6 федеральных агентств, 4 федеральные службы, а также Государственный комитет по рыболовству. Кроме того, в нее вовлечены пять федеральных округов и 20 приморских субъектов Федерации. Их обеспечивают более десятка государственных информсистем, принадлежащих шести министерствам и ведомствам.
- В таких условиях велик риск проявления узковедомственных подходов к развитию локальных систем, - предупредил Иванов.
По его убеждению, главная задача Морской коллегии - сбалансированное развитие этих информационных сетей и их интеграция в единую систему. Этот процесс уже идет в некоторых регионах России. Скажем, в Приморском центре управления движением судов военные и гражданские специалисты вместе регулируют судоходство в заливе Петра Великого. Правда, есть примеры иного рода. Сергей Иванов напомнил случаи, когда представители ВМФ и пограничники строили собственные посты радиолокационного наблюдения, хотя могли получать информацию по каналам региональной системы управления движением судов.
Между тем создание единой государственной информационной системы - одна из задач, сформулированных еще в морской доктрине РФ 2001 года.