Суздаль - на это слово, как на пароль отпускника, всегда положительное эхо собеседника. Турист обычно ездит в старинный, колокольный Суздаль летом, охая от жары и дорожных передряг, но все равно в каникулярном настроении, и предпочитает помнить хорошее.
Действительно, в ХХ веке причастность Суздаля к Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику спасла город, музей стал его ангелом-хранителем. Благодаря генеральному директору музея-заповедника Алисе Ивановне Аксеновой, уже добрых полвека стоящей у руля музея, сохранена и расширена коллекция, из эпохи приватизации музей вышел практически без потерь, в Суздаль не пришли пятиэтажки.
Зато десятками стали возводиться резиденции людей, пресытившихся Лазурным берегом и Подмосковьем, - Суздаль находится сегодня на третьем месте после Москвы и Московской области по инвестиционной привлекательности. Исторический культурный ландшафт Х-ХII веков, главки церквей, колокольный звон к завтраку - обстановка в духе времени, и просто тихий, приятный, патриархальный город. Стремительно теряющий благолепие и уют через новодельные постройки, возведенные без ограничения высотности и закрывающие многие видовые точки на туристических маршрутах. Не останови лавинообразное строительство - и за несколько лет Суздаль превратится в обычный дачный поселок, где с попустительства местных властей сносятся сознательно не реставрируемые дома исторической застройки, а на их месте вырастает частное жилье. Согласно действующему Земельному кодексу, если человек купил землю, он имеет право строить на ней что хочет.
Тем временем город с населением немногим более 10 тысяч ежегодно принимает более 800 тысяч туристов в год. Ничто не мешает создавать развитую туристическую инфраструктуру и получать
В декабре 2007 года директору Владимиро-Суздальского заповедника Алисе Ивановне Аксеновой удалось собрать рабочую группу специалистов для выработки нового в российском законодательстве понятия "достопримечательное место" по отношению к Суздалю. Методика определения и установки на охрану территории, получившей такой статус, позволила бы вводить жесткий регламент в отношении любых правонарушений землеотвода и строительства на такой территории. В рабочую группу, помимо Алисы Ивановны, вошли начальник отдела недвижимых памятников истории и культуры Роскультуры Ирина Михайловна Смирнова, директор Института археологии РАН Николай Андреевич Макаров и автор проекта "Генеральный план Суздаля", начальник ФГУП "Гипрогор" Владимир Николаевич Выборный. Самым интересным в их дискуссии стало определение понятия "достопримечательного места", фиксация текущих побед и формулирование первоочередных задач по охране исторического Суздаля (который, несмотря на серьезные экологические и художественные потери, того заслуживает).
Аксенова Алиса Ивановна, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника, почетный гражданин Суздаля, Владимира, Владимирской области:
- В XVIII веке ключарь Ананий Федоров назвал Суздаль "богоспасаемым городом". Были пожары и татары, а город всегда восстанавливался. Железная дорога прошла мимо. Война сюда не дошла, особенно революционного начальства не было: в период советской власти взорвали 15 церквей, 75 главок осталось. Застройка одно-полутораэтажных домиков так красиво уложена по извивающемуся берегу Каменки! Не случайно тут снималось около 40 фильмов - "Братья Карамазовы" Ивана Пырьева, "Душечка" Сергея Колосова с Людмилой Касаткиной и Роланом Быковым, "Женитьба Бальзаминова" Константина Воинова с Вициным и Мордюковой, "Андрей Рублев" Тарковского... Такого Суздаля, каким он остался в этих картинах, уже нет. Сегодня Павел Лунгин хочет снимать на территории заповедника фильм об Иване Грозном. Мы активно обсуждаем эту идею.
В 1965 году Суздаль посетил банкир барон Ротшильд и на высоком приеме, делясь впечатлениями, обронил: "Я богатый человек, но если бы мне дали Суздаль на несколько лет, я бы удвоил свое состояние". На фразу обратили внимание. В печати появились статьи о значении развития туризма в стране. Весной 1966 года в Суздаль приехали высокие гости: секретарь ЦК КПСС Шелепин, главный архитектор Москвы Посохин, секретарь ВЦСПС Романов. В том, что в Суздале должен быть крупный центр туризма, сомнения у гостей не было. Было принято решение о строительстве в пять лет международного туристического центра.
ЦНИИЭП торговых зданий и туристических комплексов разработал проект, предусматривавший проведение больших работ по строительству современного туристического комплекса, по благоустройству города, строительству нового жилья для выселения жильцов и, конечно, масштабные реставрационные работы. Счастливо изменилась по настоянию музея-заповедника судьба ансамбля Спасо-Евфимиева монастыря, где предполагалось размещение туристического лагеря - гостиницы, рестораны, спортплощадки и т.д. Теперь там полноценный "музейный город" - благоустроенный, с колокольными звонами, с зонами отдыха.
Казалось, прошли самые тяжелые времена, но...
Сейчас идет обсуждение внесения в генплан Суздаля десяти развлекательных зон. Почти все они планируются на окраинах. Люди, которые там живут, в ужасе. Меня как заинтересованное лицо депутаты областного Законодательного собрания пригласили на слушания по туристическому парку "Русь Великая" - так это называется, где будет в миниатюре и Башкирия, и Якутия, и Осетия... На собрании узнаю: под "Русь Великую" хотят отдать 80 гектаров! Наш музей деревянного зодчества весь - 4 гектара, мы там потрясающие праздники проводим по 15-20 тысяч человек, и всем вольготно, а тут 80!
Молодой докладчик, который за все это ратует, говорит: "Я бывал в "Диснейленде" в Америке, во Франции, будет не хуже". И собрание одобряет... Тут уж я встала, говорю: "Да вы задумайтесь, подождите голосовать, разберитесь в этом! Зачем в Суздале "Диснейленд", зачем Башкирия и Осетия? Это же национальная святыня, заповедник!"
Суздаль - духовный, религиозный центр России. Сюда едут молиться, слушать тишину - даже состоятельные люди, приезжающие в Суздаль строить дома, и они едут сюда за тишиной, за благолепием. Разгуляев много, Суздаль - один.
Смирнова Ирина Михайловна, начальник отдела недвижимых памятников истории и культуры Роскультуры:
- Роскультура заинтересована в сохранении исторической ткани города. Мы рады, что администрация области приняла постановление об объявлении одиннадцати суздальских лугов достопримечательными местами, которые теперь уже не смогут застроить по воле очередного мэра. Это новая пока номинация, и Владимиро-Суздальский заповедник первый, где появляются достопримечательные места.
Со следующего года начинается новый этап финансирования программы малых городов России, где отдельной строкой оговаривается сохранение их классической застройки. Заниматься этим будут современные архитекторы, не исключено, что будут выкупаться фасады у владельцев.
Достопримечательное место, как я его понимаю, это исторический центр города - памятники и не памятники, обычная средовая застройка, промышленные здания. Иерусалим, например, историческая часть и новые районы, весь застроен белым иерусалимским камнем. Я думаю, и нам можно найти водораздел, где отыщется общий интерес современных архитекторов, города, инвесторов.
Выборный Владимир Николаевич, автор проекта "Генеральный план Суздаля", начальник ФГУП "Гипрогор":
- Первые зоны охраны в более или менее современном виде были разработаны в генплане 1967 года, и они сыграли свою конструктивную роль. На основе регламентов и градостроительных принципов,
К сожалению, за последние 25 лет внимание к регламентам резко ослабло. Все новые постройки кардинально нарушают зоны охраны. Строительство комплекса "Русь Великая" планируется в том числе на территории охранной зоны исторического ядра города, утвержденного в 1967 году.
Моей задачей как разработчика и старого, и нового генпланов было проанализировать результаты исполнения сохранности зон охраны по старому генплану и отразить это на новом стратегическом плане развития города. Хочу подчеркнуть, что главным тезисом по-прежнему является развитие города на основе историко-культурного ландшафта. Большой радостью для меня стало объявление достопримечательным местом прекрасного суздальского Ополья. Кроме Ильинского луга, это целое ожерелье из 11 лугов, прекрасных до сих пор, несмотря на язвы современной застройки. В Суздале отдельные луговые территории могут значить больше, чем отдельные комплексы построек. Вот этот ансамбль пространственных пауз и архитектурных комплексов и является лицом Суздаля.
Наступило время юридически жестких предложений по сохранению ландшафта и ансамбля города. В новом генплане предлагается организация исторического ядра города в границах ХVII века, и вся его территория объявляется достопримечательным местом. Все 758 гектаров становятся комплексным объектом охраны. Три мощных комплекса с автостоянками, инфостендами и туалетами запланированы на пригодных для этого территориях.
15 выдающихся видовых точек, располагающихся на лугах и Ополье, должны обеспечиваться сохранением и реставрацией, как это ни странно звучит. В Москве это не получается: 200 видовых точек выявлены, 8 утверждены, и даже эти 8 утвержденных точек охранить не удается. Инвестор, владелец здания, расположенного далеко от объекта охраны, попадающего в историческую панораму, не понимает, почему он должен регламентировать свое строительство, расположенное в трех километрах от Кремля.
Пример - подойдите к Историческому музею и вы увидите так называемую водоотводную башню - современную гостиницу на Красных Холмах. Национального вида ландшафт, панорама между Спасской башней и храмом Василия Блаженного испорчена на века. Конечно, "Националь" снесли через 60 лет, снесем и эту башню, но не хотелось бы тех же ошибок еще и еще раз сознательно допускать в Суздале. Из кабинета суздальского мэра Сергея Годунина великолепно просматривается трехэтажная гостиница, построенная без каких-либо согласований с регламентом охранной зоны природного ландшафта суздальского Ополья.
Хочу подчеркнуть: будем охранять только сохранившиеся и характерные для облика города объекты. Сохранять то, что сохранилось. Макетировать и строить новое "как старое" не будем. Никакой клюквы, никакой "великой России". Тем более что мы лишились культурных реставраторов, которые понимают, что делают. Дошло до того, что мы не можем быть уверены, что памятник сохранится после работы иного реставратора. Поэтому - сохраняем только ценное существующее.
Николай Макаров, Директор Института археологии РАН:
- Суздальское Ополье находится на культурном слое Средневековья: тут огромные селища IX-XIII веков, самые плотные поселения в Центральной России. Работы ведутся семь лет, и все время находится что-то новое. Наша задача - не широко раскопать, а выявить памятники, поставить на охрану и дать рекомендации по использованию земельных участков так, чтобы средневековый культурный слой не был полностью разрушен нашей сегодняшней хозяйственной деятельностью.
Сегодняшние тракторы берут 60 см слоя. Уже на этой глубине можно найти вещи VI-VII веков. Это самые ранние средневековые древности славянского происхождения в суздальской округе. Когда-то пахалось на 30-40 вглубь, с запуском нацпроекта возрождения сельского хозяйства земля прорезается на 70 см. У средневековых поселений мало шансов выжить, но мы будем проводить активные работы в ближайшие годы.
Границы зоны культурного слоя проходят по северной линии улицы III Интернационала и Спасской, по восточной линии улицы Ленина, по всей территории города до луга Ворог на юго-востоке, по реке Мжара, по трассе улиц Комсомольская, Некрасовская, Мичурина, бывшей слободы митрополичьих бобылей на Ильинской горе, по западной границе бывшей Кожевенной слободы и еще в нескольких местах. Все они включены в генплан и проект восстановления и реконструкции центральной части Суздаля, составленный Выборным. По этому плану археологи и историки получат новые точки для раскопок и исследований города, а в проекте реконструкции стоит задача градостроительными методами создать оптимальные условия для музеефикации отдельных исторических районов и кварталов.
Музеефикация, если разобраться, не сводящая скулы скука и пыль. В случае Суздаля это возможность беречь то, ради чего мы туда едем. Реконструкция исторической городской среды, грамотная организация туристических маршрутов. Но есть одно серьезное "но", могущее свести на нет все текущие победы рабочей группы Аксеновой. Заповедная зона должна, по генплану, находиться в ведении горисполкома Суздаля. И получается, именно горисполком, а не радеющая за город Аксенова несет ответственность за то, что в заповедной зоне здания, дисгармоничные по своему месторасположению, высоте, размерам либо архитектурным деталям и решению, противоречащие общему ансамблю, должны быть снесены, а диссонансные качества нейтрализованы. То есть превышающий допустимую высотность верхний этаж новой застройки должен быть снят, тип кровли сменен на утвержденный, а где-то размещены "кулисы" из цветов и кустов. Как это удастся сделать чиновникам, не так давно дававшим "добро" на строительство всего этого новодельного великолепия?
Генплан - документ для архитекторов и честных совестливых застройщиков. Сам по себе запретить строить дикости он, увы, не может. А вот совещание рабочей группы у губернатора Владимирской области Николая Виноградова по вопросу придания статуса "достопримечательное место" исторической части Суздаля и Суздальского Ополья, кажется, дало практические плоды. 29 ноября 2007 года было принято решение:
1) провести корректировку охранных зон исторической части Суздаля в течение I квартала 2008 года,
2) подготовить необходимые документы (в том числе описание границ, графический материал) для принятия решения по приданию центру Суздаля статуса "достопримечательное место",
3) подготовить проект закона о придании статуса "достопримечательное место" исторической части Суздаля в течение I квартала 2008 года,
4) подготовить письмо губернатора Владимирской области в адрес Московской патриархии о создании паломнического центра в Ризоположенском монастыре - тоже в I квартале 2008 года.
Получается, строительство новых частных домов, перекрывающих вид на Суздальский кремль и монастыри, можно будет законно регламентировать. Но конечное решение по строительству будет принимать Суздальский горисполком. Суздальские архитекторы, не всегда владеющие оперативной информацией по частной застройке, просят у властей разрешения создать строительную полицию, как в Германии и США, где нерадивого застройщика могут пустить по ветру строгими санкциями, судами и арестами счетов.
Пока такой полиции в Суздале нет, и закон о "достопримечательном месте" только начинает разрабатываться, в Суздале построят еще не одно здание, которое закроет видовые точки. Привлечь в город серьезные инвестиции, даже меньшие в разы по сравнению с дотациями 60-х годов прошлого века, будет непросто. А то, что обеспечение статуса "достопримечательного места" потребует больших инвестиций, очевидно.
Реставрация, экологическое сопровождение, соблюдение социального комфорта местных жителей... Приобретение нового юридического статуса может стать для Суздаля и музея-заповедника только первым этапом к реализации нового генплана. Но главное - город будет жить и развиваться в нормальном узаконенном режиме.