Такую позицию высказал первый заместитель директора ФМС Владимир Каланда на конференции в Российской академии госслужбы при президенте РФ, посвященной итогам реализации первого этапа программы. Хотя российскими властями было заявлено, что первые переселенцы смогут приехать уже в начале 2007 года, реально это случилось только в сентябре - много времени ушло на правовую подготовку. Но как только двери открылись, переселенцы не заставили себя ждать - ежемесячно количество переселенцев увеличивается вдвое. Это и есть основание для оптимизма.
На сегодняшний день подано около 40 тысяч первичных анкет, в основном в странах СНГ. Понятно, что не все приедут. Кто-то передумает, кому-то будет отказано (например, из-за отсутствия нужной профессии, или плохого знания русского языка, или из-за проблем с законом и т.д.). Первый опыт говорит, что отказывают примерно трети претендентов. Но по пяти тысячам заявлений уже принято положительное решение, выдано 500 свидетельств участника госпрограммы - людям осталось упаковать вещи и сесть в поезд.
Как полагают эксперты, сейчас многие потенциальные переселенцы внимательно наблюдают, что будет дальше: как встретят первопроходцев местное население и власти, с какими проблемами столкнутся и как чиновники их будут решать. Между тем первый опыт (в частности, Калининградской, Липецкой, Тамбовской и других областей) показал, что проблемы неизбежны. Решение одних уже найдено, над другими чиновники и ученые ломают голову.
Первая проблема - психологическая. По мнению профессора РАГС Вячеслава Романова, для всех людей, переезжающих в другую страну, характерен так называемый адаптационный синдром (повышенная чувствительность, неудовлетворенность и т.п.). Кстати, адаптационный синдром усиливают патерналистские настроения некоторых соотечественников. Уже замечено, что люди, приезжающие из регионов с низким уровнем экономического развития, гораздо более требовательны, чем те, кто возвращается из экономически сильных стран. Ученые считают, это оттого, что у них разная мотивация к переезду. В любом случае нельзя процесс адаптации переселенцев пускать на самотек.
В Калининградской области нашли свое решение проблемы. Для переселенцев приспособили бывший военный городок на 300 человек. Готовятся еще два для двух тысяч. В таких адаптационных лагерях переселенцы будут жить полгода, но возможно и дольше, пока не получат гражданство. И это решение, правда, временное, второй важнейшей проблемы - жилищной.
Однако федеральные власти однозначно заявляют: никаких преференций в этом вопросе для переселенцев нет и быть не может. В противном случае конфликт с коренными жителями неизбежен. Да, соотечественники должны получить доступ к ипотеке, но у них нет ни кредитной, ни зарплатной истории, заложить им тоже нечего. Одно из предлагаемых решений в том, чтобы принимающие регионы давали банкам гарантии под ипотечные кредиты для переселенцев. Кроме того, регионы имеют право направить на эти цели субсидии, выделяемые федеральным центром.
Третье - налоги. Пока переселенцы не получат гражданство Российской Федерации, они остаются нерезидентами, на которых распространяется ставка подоходного налога - 30 процентов, а для российских граждан - 13 процентов. Конечно, срок ожидания гражданства небольшой - от трех до шести месяцев, однако для людей, начинающих новую жизнь, треть зарплаты в минус - очень накладно. Поэтому в следующем году будут внесены поправки в Налоговый и Трудовой кодексы, чтобы уравнять в правах переселенцев с гражданами России. Принципиальное решение по этому вопросу принято на межведомственной комиссии по реализации госпрограммы.
Четвертое. Межведомственная комиссия приняла еще одно очень принципиальное решение: те соотечественники, которые давно проживают в России, но не имеют российского гражданства, смогут принять участие в госпрограмме - об этой проблеме многократно писала "Российская газета".
Пятое. В следующем году также предстоит снять проблемы, возникающие у переселенцев с назначением и получением пенсии. Этот вопрос еще в 1992 году был урегулирован межправительственным соглашением, однако время прошло, документ во многом устарел и требует необходимых уточнений.
Шестое - медицинское обслуживание членов семей переселенцев, которые временно не работают, соответственно, никто за них не перечисляет средства в Фонд обязательного медицинского страхования. Участники конференции полагают, что эту обязанность необходимо возложить на принимающие регионы.
Ну и, конечно, одна из самых сложных проблем - создание условий для возвращения в страну интеллектуалов. Потеряв в начале 90-х из-за активной эмиграции огромный мозговой потенциал, мы сегодня крайне нуждаемся в его восполнении. Однако условия программы на возвращение "сверхкомпетентов" не рассчитаны. Как не рассчитаны и на приезд в страну бизнесменов, готовых развивать свое дело на исторической родине. И сейчас наши ученые вместе с миграционщиками, правительственными структурами и региональными властями ищут варианты, как привлечь в страну вот таких наиболее ценных соотечественников. Один из предлагаемых вариантов - создание научно-производственных кластеров. Один из них - космический - планируется создать в Амурской области на базе бывшего космодрома Свободный, сообщил Владимир Каланда.
Эксперты утверждают, что если соотечественники почувствуют, что здесь их действительно ждут, готовы любить и жаловать, то к середине 2008 года можно ожидать настоящего бума переселения.
Справка "РГ"
70 процентов прибывших в Россию переселенцев - этнические русские. Основная возрастная категория - от 25 до 40 лет. 25 процентов участников программы имеют высшее образование, 50 процентов - средне-специальное, остальные - среднее.