21.12.2007 06:10
Экономика

Игорь Левитин: Дороги должны быть в одних руках

Минтранс намерен продолжить реформирование автодорожной отрасли
Текст:  Ирина Кобылкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4550)
Читать на сайте RG.RU
В России не будет хороших дорог, пока хозяйственное управление ими не будет сосредоточено в одних руках, заявил "РГ" министр транспорта Игорь Левитин. Глава минтранса пообещал, что этот вопрос станет одним из приоритетных в деятельности ведомства в наступающем году.

Подводя итоги 2007 года, Игорь Левитин отметил как одну из самых больших удач принятие закона об автомобильных дорогах. "Впервые в истории России появился закон, который будет регулировать общие принципы изъятия земель и отвода участков для строительства автодорог", - так он прокомментировал значение этого документа. А вот вопрос о том, что у российских дорог должен наконец появиться единый хозяин, пока остается нерешенным.

- Сегодняшняя структура управления дорогами - минтранс - Росавтодор и около 300 различных предприятий - двигаться вперед не может, - говорит Игорь Левитин. - Она уже давно устарела. Главная беда - у автомобильной дороги до сих пор нет владельца, нет хозяина. Мы хотим, чтобы вся федеральная сеть была сосредоточена в одной компании. Это решит многие проблемы. Все знают, что такое получить сегодня деньги из бюджета на строительство дороги. Необходимо пройти согласование с федеральными органами и регионами, разработать проектно-сметную документацию, которую Росэкспертиза не утвердит, пока не будет запланировано финансирование и определен владелец земельного участка. Кроме того, надо провести конкурс, потом ждать, пока выделят деньги.

Деньги выделили, но уже остается до конца года три месяца (как правило, зимних), и надо за это время освоить миллионы рублей. Это не по-хозяйски. В дорожной отрасли должны быть видны перспективы финансирования минимум на 5 лет вперед.

А если будет создана компания, то бюджетные деньги пойдут в ее уставный капитал, она сможет найти партнеров или занять на рынке дополнительные финансовые средства. Появится возможность планировать работу на годы вперед. И, главное, нужно оформить на баланс компании земельные участки под автодорогами и навести порядок на придорожной полосе. И самое главное - обеспечить безопасность дорожного движения.

По сути, новая структура должна стать альтернативой упраздненному Дорожному фонду, за возврат которого давно уже ратуют дорожники, нахлебавшиеся лиха, когда дорожные деньги растащили по разным бюджетам. В результате у семи нянек многие "дети" остались без глазу: местные и федеральные власти не перестают кивать друг на друга, когда встает вопрос, кто конкретно должен обеспечивать качество проезжей части, кто - придорожной инфраструктуры. А дороги тем временем разрушаются.

- Нам необходимо определить: какую форму целесообразнее выбрать - акционерного общества или госкорпорации? - говорит Левитин. - Мы уже сделали их сравнительный анализ, провели согласительное совещание с заинтересованными федеральными органами и готовим доклад в правительство. Главное, чтобы было с кого спросить за содержание дорог и обеспечить их качество. Это позволит улучшить взаимодействие с инвесторами и повысить интерес к отрасли, которая финансируется только из госбюджета.

Так что сейчас минтранс строит планы новой формы управления. Сценариев у него несколько - передать новой структуре только дороги, работающие с перегрузкой или передать ей в управление всю федеральную сеть.

А тем временем набирает обороты главное детище министра Левитина - использование механизма государственно-частного партнерства при сооружении автомобильных дорог.

- В январе 2008 года мы подведем итоги конкурсов по отбору инвесторов по Западному скоростному диаметру в Санкт-Петербурге, трассе Москва - Питер и обходу Одинцова в Московской области. Надеемся уже в I квартале приступить к конкретным работам. А если успеем, то приступим и к строительству Орловского тоннеля под Невой, - пообещал он.

За минтрансом и Росавтодором и регионами здесь прежде всего работы по юридическому оформлению и расчистке земли, выносу коммуникаций, сносу различных построек. И решение вопросов по расселению людей, поскольку по условиям привлечения частного инвестора государство обязано предоставить ему все условия для начала работ. Обеспечение их - задача транспортного ведомства.

Инфраструктура Минтранс