Стражи российских рубежей, собрав пожелания "аборигенов" пограничной зоны, пошли им навстречу.
2 июня 2006 года увидел свет приказ Федеральной службы безопасности (ФСБ) России № 248 "О пределах пограничной зоны на территории Оренбургской области". Следующим приказом, подписанным в сентябре того же года, для создания необходимых условий охраны оренбургского участка государственной границы России был определен порядок въезда, передвижения и хозяйственно-промысловой деятельности в пределах пограничной зоны. Понятно, что режимные строгости создают некоторые неудобства для местных жителей.
Поэтому, как сообщил корреспонденту "РГ" руководитель группы общественных связей Пограничного управления по Оренбургской области Роман Дудниченко, в начале этого года директор ФСБ России Николай Патрушев обратился с открытым письмом к руководству приграничных регионов страны. В нем он просил представить предложения по уточнению, а в случае необходимости и по изменению положений Правил пограничного режима. Без малого год оренбургские пограничники вместе с главами районных, городских и сельских администраций, на территории которых действует режим, проводили мониторинг, выясняя, как выполняются правила и как относится к ним местное население.
- В Оренбуржье, в отличие, например, от Приморского края, жители с пониманием отнеслись к установлению пограничного режима, проявлений недовольства или конфликтных ситуаций не было, - заявил Роман Дудниченко. - Вместе с тем за время действия Правил задержано около 800 граждан, нарушивших режим.
Порой выяснялось: нарушители забрели в погранзону не просто так - они собирались, например, пересечь границу вне установленных пунктов пропуска, побраконьерствовать, а то и скрыться от розыска за совершенные преступления. К счастью, таких злоумышленников не слишком много. Большинство задержанных - люди вполне законопослушные, просто у одного в новообразованной погранзоне испокон веку корова паслась, другой с удочкой заполночь засиделся у рыбного места, которое ему еще дед показал по секрету. А третий, сам житель приграничного села, поехал в гости к родне, живущей в такой же погранзоне, да забыл получить пропуск... Все эти случаи типичны для здешних мест. Они-то и легли в основу предложений по изменению особого режима. Примечательно, что некоторые предложения по смягчению суровых правил поступили от самих пограничников. Они же понимают: тупое следование букве закона разрушает его дух. А дух в том, чтобы, обеспечивая безопасность всего населения страны, не забывать о каждом конкретном человеке.
Поэтому на основе предложений, поступивших, что называется, с мест, Правила пограничного режима были пересмотрены. Недавно, пройдя регистрацию в Минюсте, они вступили в действие.
Какие же послабления получили граждане, полтора года назад нежданно-негаданно вместе со своими домами, хозяйством, чадами и домочадцами очутившиеся в погранзоне?
- Если раньше житель приграничного района, допустим Акбулакского, не мог без оформления пропуска поехать в село Изобильное Соль-Илецкого района, попавшее в погранзону, то теперь он имеет право передвигаться по всей Оренбургской области, - говорит Роман Дудниченко. - Ему для этого нужен только паспорт с пропиской.
Оренбуржье относится к тем редким регионам, где в погранзону попали сразу два города - почти 300-тысячный Орск и 100-тысячный Новотроицк. Вскоре после введения здесь особого режима и городская власть, и власть областная поняли, что это по меньшей мере нелогично.
- Это было страшно неудобно, - говорит жительница Орска Татьяна Еремеева. - Попасть в наш аэропорт стало проблемой, ведь он расположен совсем рядом с границей.
Поэтому главы двух городов вместе с руководством Пограничного управления области направили в Москву предложение оставить в Орске погранзону в пределах пятикилометровой полосы вдоль государственного рубежа, а в Новотроицке и вовсе сузить ее до двух километров.
- Изменения коснулись и хозяйственной деятельности в приграничье. Раньше в пятикилометровой зоне она запрещалась вовсе, - напоминает Роман Дудниченко. - Теперь можно получить у нас разрешение, например, на выпас скота в километре от границы.
В "запретке" даже разрешили охотиться и рыбачить. Только ближе ста метров к линии границы с ружьем подходить не рекомендуется - пограничники могут неправильно понять.