22.12.2007 02:00
Экономика

Олимпиаде-2014 не должны помешать дороги

Олимпиаде-2014 не должны помешать дороги
Текст:  Евгений Арсюхин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4551)
Читать на сайте RG.RU
Чтобы построить объекты Олимпиады-2014, нужно в разы нарастить пропускную способность транспортных коридоров - иначе стройматериалы в Сочи нельзя будет завезти физически. "Мы не ставим под сомнение Олимпиаду, но как это сделать - вопрос", - признался полпред президента в Южном федеральном округе Григорий Рапота.

Этот вопрос он, министр регионального развития Дмитрий Козак, представители минтранса и минэкономразвития обсуждали почти три часа в закрытом режиме. 100 миллионов тонн - столько весят стройматериалы всех олимпийских объектов. 4 миллиона тонн в год - такова пропускная способность всех видов нынешних дорог. Простой расчет показывает, что раз до Олимпиады осталось 6 лет, коридоры надо расширить вчетверо, но поскольку дороги не появятся завтра, да и сами олимпийские объекты строятся не мгновенно - как минимум удесятерить. Это будет сделано, по словам Григория Рапоты, "за счет существующих мощностей, которые должны быть расширены", а Дмитрий Козак добавил, что минтранс и Олимпстрой уже получили "соответствующие поручения". Собственно, как сообщили корреспонденту "РГ" участники совещания, основным докладчиком и был представитель минтранса. "Минтранс является основным игроком, - пояснил источник. - Он действует в контакте с РЖД, Росавтодором, портовиками, другими транспортниками. Он и будет как формулировать инвестиционный заказ, так и добывать деньги". Цена вопроса остается пока неизвестной даже для самих участников процесса, как и точный адрес, откуда минтранс их намерен брать.

Наши источники особо отмечают, что утвержденная правительством неделю назад новая ФЦП "Юг России", несмотря на ее беспрецедентные масштабы (146,4 миллиарда рублей против 11,4 миллиарда на прошлую программу), в Олимпиаде задействована не будет - других задач навалом. Программа должна увеличить доходы населения к 2012 году в 2,1 раза, ВРП - в 1,7 раза, сократить безработицу на 4,6 процента. Возможно, этот механизм не хотят привлекать и потому, что ФЦП как таковые все чаще критикуют за низкую эффективность. Так, единственная крупная (и то относительно) инфраструктурная стройка, выполненная в рамках прежней программы "Юг России", - это железнодорожная ветка длиной в 48 километров к порту Оля на Каспии: и то потребовалось личное вмешательство тогдашнего министра Германа Грефа. И хотя новую программу стараются сделать как можно более эффективной, доверие к инструменту подорвано. Так, заместитель министра регионального развития Виталий Шипов на этой неделе жаловался, что ФЦП вообще имеют, как он выразился, "обратную корреляцию" с результатом и представляют собой "эпизодические вливания по непонятной системе". Скажем, 30 процентов денег достаются "самым бедным" регионам - Москве и Питеру, а 60 процентов средств концентрируются всего в 10-12 регионах.

С другой стороны, эти перекосы должна выправить новая программа развития России до 2025 года, которую, как сообщил Дмитрий Козак, правительство заслушает 14 февраля. Минрегион пишет в программе главу по своей, региональной тематике, и, как сказал Виталий Шипов, в первых числах января эта глава будет обсуждаться "узким кругом экспертов".

Инфраструктура