24.12.2007 01:40
Культура

Борис Акунин заменил Эраста Фандорина глупым студентом

Стартовал новый книжный проект Бориса Акунина
Текст:  Павел Басинский
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4551)
Читать на сайте RG.RU
Господин Фандорин помолодел, полностью обрусел и поглупел. Он сдает немцам план генерального развертывания наших войск накануне Первой мировой войны, влюбляется в коварных румынок-шпионок, стреляется с итальянскими поэтами и поет романсы.

Теперь знаменитого сыщика и статского советника Фандорина зовут Алексей Романов. Это главный герой новой книжной серии "Роман-кино", которую затеял Борис Акунин. Серия должна состоять из 10 повестей в разных жанрах, но с неизменной детективно-авантюрной начинкой. Ее общее название - "Смерть на брудершафт". Первые две повести недавно вышли одной книгой в издательстве АСТ.

В новой книжке Акунина масса опечаток. Впрочем, на опечатки жаловался еще Чехов. Но с тех пор много воды утекло, и выпускать книжки с опечатками нынче негоже. Если это не специальная задумка автора и издательства, решивших таким образом максимально "состарить" книгу, выполненную в форсированном "ретро"-формате.

Книжка представляет собой "немое кино", где Акунин-Чхартишвили исполняет роль тапера, аккомпанирующего собственной "фильме" (именно так - в женском роде). Задумка, может быть, и оригинальная, но натужная, потому что никакого "немого кино" здесь, разумеется, быть не может. Хотя бы потому, что персонажи много болтают. Буквалистский же принцип иллюстрации текста, где рисунки с подписями изображают конкретные сцены, к "немой фильме" никакого отношения не имеет и оригинален разве что тем, что прочно забыт нашими книгоиздателями, хотя довольно успешно применялся и в дореволюционное, и в советское время (помните знаменитую серию "Библиотека приключений"?).

В новом проекте Бориса Акунина вообще слишком много натужного. Начиная с главного героя. Студент Алексей Романов, очаровательный, с приятным голосом и патриотической душой, о котором почему-то хочется сказать "комсомолец, спортсмен и просто прекрасный юноша", хотя комсомольцем он не может быть по определению, по-видимому, призван "омолодить" акунинскую прозу. Гендерная замена блистательного Фандорина на монашенку Пелагию оказалась не самой удачной, и вот Акунин, как настоящий Папа Карло, вытесал нового Буратино, эдакого русского молодца. И все бы ничего, если бы новый Буратино не был так удручающе глуп.

В результате блестяще проведенной Алексеем Романовым операции по спасению Отечества план развертывания русских войск оказался в немецких руках (повесть "Младенец и черт"). Во второй повести ("Мука разбитого сердца") героя чуть было не облапошивает сексуальная румынка, и лишь вмешательство гениального итальянского поэта Д,Арборио спасет его от нового позора. Зато Алексей Романов прекрасно исполняет романсы, сладко целует русских барышень в губы, хорошо боксирует, играет в футбол и катается на велосипеде. Общий вывод, который можно сделать из первых двух "фильм": вот с такими чудесными губошлепами мы и проиграли Первую мировую, а затем и всю страну.

В добром старом Фандорине, что ни говори, был некий интеллектуальный шарм, которым щедро поделился с ним сам автор, умница, полиглот и знаток мировой литературы. В Романове, кроме царской фамилии, есть только смазливость. И полное отсутствие интеллекта. Фандорин по происхождению голландец, Романов - чистокровный русак. Если это и есть ответ Акунина на упреки со стороны "патриотов" в космополитизме, то ответ, прямо скажем, издевательский. И, прямо скажем, не самый изобретательный.

Литература