24.12.2007 01:00
Культура

Звезды российского рок-авангарда из группы "Вежливый отказ" представили новый альбом

Лидер "Вежливого отказа" пишет музыку и разводит спортивных лошадей
Текст:  Александр Алексеев
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4551)
Читать на сайте RG.RU

Звезды отечественного рок-авангарда - музыканты "Вежливого Отказа" представили в престижном клубе "Апельсин" новый альбом - "Кончерто". Одним из самых заметных участников шоу был последний новобранец коллектива - экс-скрипач "Машины времени" Сергей Рыженко.

В творчестве этой группы совмещается трудно сопоставимое: авангардные пьесы и этнические мотивы, вальяжные фортепианные причуды и распевы в духе скоморошьих плясок,  энергетика рок-н-ролла и джазовое шаманство. Тексты "Вежливого отказа" - то бытовые истории про трюкачей, палачей, писателей и озябшие крыши, с которых обрушивается весна. То - абстрактный конструктивизм в духе позднего Хармса: вдохновенная смесь откровений, озарений и безумства. Удивительно: их музыку можно слушать и в отрыве без стихов. А поэтические строчки - читать с интересом и самостоятельно - на бумаге. Все это - признак гипнотического мастерства и респектабельного рок-авангарда "для умных". Хотя - именно в необычном и причудливом музыкально-поэтическом симбиозе самостоятельных по сути искусств и кроется магия и творческая самобытность "Вежливого отказа". Свободная импровизация в музыке и тексте плюс прогрессивный нонконформизм  - это их главное кредо. Ну и концертное шоу, с динамикой, пантомимой, драйвом и яркой сценичностью. Необычности группе придает и то, что все ее участники - вполне самодостаточные творческие единицы, эффективно реализующие себя в побочных проектах. Басист Дмитрий Шумилов - основатель джаз-рокового состава "Асфальт", трубач Андрей Соловьев исполнял авангард и затейливые формы джаза с Иваном Соколовским и Сергеем Летовым. Максим Митин - ударник отколовшегося от "Високосного года" самобытного бит-состава "Сегодня в мире"", а скрипач Сергей Рыженко после ухода из "Последнего шанса" и "Машины времени" играл панк-рок в группе "Фут Болс". Ну, а застрельщик "Вежливого отказа", его основной вокалист, композитор и гитарист Роман Суслов и вовсе - уехал жить в деревню, оттуда руководит и своим коллективом. Естественно, что у сообщества столь необычных самобытных личностей и музыка получается столь неординарная, влекущая своими экспериментами, парадоксами и вольными стихиями импровизаций: поэтических и музыкальных.

О том, как из всего этого "единства и борьбы противоположностей" получаются в итоге импровизационный арт-рок и авангард, имеющие массу поклонников в России и Европе, обозреватель "РГ" расспросил лидера "Вежливого отказа" Романа Суслова.

Российская Газета | В чем преимущества и недостатки того, что вся группа живет в Москве, а вы - ее лидер, ныне фермерствуете в Тульской области?

Роман Суслов | И до моего отъезда мы не часто виделись друг с другом. Поэтому расстояния в наших отношениях особо не мешают. Главная трудность - в доставке меня на концерт или репетицию. Зато преимуществ больше - у меня  в деревне: тишина, отсутствие пустой болтовни и вынужденных телодвижений, создающих иллюзию жизненной динамики.

РГ | Легко ли Вы, коренной москвич привыкли к жизни в селе, оказавшись вслед за женой в роли коннезаводчика?

Суслов | Я всегда хотел жить за городом. Но деревенский быт освоил постепенно. В общем, ничего сложного, только много физической работы. Но от такого осмысленного труда скорей не устаешь, а крепнешь. Впрочем, конезаводчиками нас с женой Анной можно назвать только теперь, прежде мы набирались опыта, а теперь у нас уже 100 голов лошадей...

РГ | Известно, что собаки в основной своей массе, любят музыку , а вот что можете сказать про лошадей?

Суслов | Собак у нас тут тоже много. Но я никогда не наблюдал особой собачьей тяги к музыке. У них есть разве что нервическое подвывание на определенных частотах, но это скорее рефлекс. Что касается лошадей, то они - животные ритмичные, но музыкальный  звукоряд им видимо по-барабану.

РГ | Легко ли сочиняются новые композиции на природе? Судя по тому, что на двойном концертнике "Кончерто" - сплошь проверенные временем пьесы и хиты, похоже,  - не очень?

Суслов | Я сознательно сделал паузу. И три года не брал в руки гитару. Даже ничего не бубнил себе под нос. Молчал. Но мне, кажется, за эти годы я ничего и не накопил. На природе пишется хорошо, но плохо играется - не созвучно. Сейчас снова сочиняю понемногу: этюды, наброски, есть готовые пьесы. Наверное, дело в том, что у меня растет требовательность к себе, да и сомнений хватает.

РГ | Меня, да и многих всегда привлекали нонконформизм и авангардность, джазовая импровизационная манера "Вежливого отказа". А что вам особенно нравится в собственной группе?

Суслов | Способность легко отступать от текста и смело маневрировать.

РГ | Бытописательность, юмор и склонность к мелодекламации - это тоже достоинства группы, или временный этап творчества?

Суслов | Это - скорее наши черты. Достоинствами они становятся в удачном случае.

РГ | Вы довольно часто меняете поэтов песенников. Зачем?

Суслов |  В конце 80-х - начале 90-х мы были единомышленниками с поэтом  Аркадием Семеновым. Но позднее мне уже не были близки все  его конструкции и поэзы. Я  увлекся более тонкой музыкальной вязью, текст для меня потерял песенный смысл. А более важным стал звук, фонетика. Потом я обращался за помощью к поэтам в зависимости от конкретной песенной затеи. Тонкие и нервные тексты Григория Дашевского, например, аккуратно легли на музыку альбома "Герань", а напевы Саши Слынека - уместны в "Коса на камень"…

РГ | Что нового принес в коллектив Сергей Рыженко, экс-скрипач "Машины времени"?

Суслов | С Сергеем я знаком более 20 лет. И снова вспомнил о нем, когда искал солиста для концерта "Вежливого отказа" во МХАТе им. Горького (это выступление и записано на альбоме "Кончерто" - Прим. А. А.). Рыженко четко и быстро понимает поставленную задачу. Совсем немного усилий потребовалось для того, чтобы стряхнуть с него штампованные формы. И скрипка Рыженко заняла свое место в расхлябанной конструкции "Отказа". Для его соло я обозначаю лишь характер и звук. И еще - прописанные мной или клавишником Павлом Кармановым, места для  импровизаций. Остальное - дело Рыженко.

РГ | Столь масштабная работа похожа на итоговый творческий отчет. Значит ли это, что после "Кончерто" у "Вежливого отказа" начнется новый творческий этап?

Суслов | Это не подведение итогов. Просто нам захотелось сыграть вот так, попробовать иное звучание в некоторых композициях. Как бы взглянуть на наше творчество с другой точки. Как мы работаем сейчас? В деревне у меня - только мобильный интернет. Музыку с помощью его не передашь. Поэтому я, как накопится новый материал - приезжаю к Павлу в Москву, мы вместе пишем ноты. А затем собираемся всей группой - на репетицию. Но ближайшая встреча "Вежливого отказа" состоится, наверное, уже весной. В Новый год я буду занят работой в деревне: к нам должно приехать много конных туристов…

Музыка