С сентября прошлого года, когда в силу вступил 93-й Федеральный закон об упрощенном порядке оформления прав на недвижимое имущество, и по нынешний день в регионе этим порядком воспользовались более 12,6 тысячи человек. Это совсем немного - особенно если учесть, что всего, по оценкам экспертов, в области находится около полутора миллиона объектов недвижимости, подпадающих под "дачную амнистию" (земельные участки для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, а также индивидуальное жилье и гаражи).
Почему "амнистия" идет не так скоро, как хотелось бы? Причины известны, одна из главных - достаточно высокая стоимость землеустроительных работ. При том, что Воронежская областная дума одной из первых в стране приняла закон, определяющий максимальные ставки на межевые работы. Однако для многих пенсионеров (которые собственно и составляют костяк дачников) расходы в 4-6 тысяч рублей и без того не по карману, а тут еще землеустроители придумали компенсировать себе "выпадающие доходы" и приподняли установленную законодателями планку: работу по межеванию оценивали согласно утвержденным тарифам, а в окончательную стоимость добавляли "дополнительные" затраты.
Теперь ситуация кардинально изменилась. Восьмого декабря в силу вступил Федеральный закон 268, согласно которому межевание перестало быть обязательной процедурой для составления кадастрового плана регистрируемого участка. Правда, речь идет только о тех участках, которые были предоставлены до октября 2001 года, когда начал действовать Земельный кодекс.
Надо сказать, что кадастровый план по-прежнему остался в пакете необходимых документов, но требований к нему значительно поубавилось. План может быть представлен без графического изображения участка - с указанием того, что уточненные сведения о его границах и площади отсутствуют. Одним словом, каким бы "приблизительным" план ни был, в Роснедвижимости его обязаны выдать (90 процентов воронежских "наделов" внесены в государственный кадастр), а в ФРС - принять. После регистрации права собственности на участок он вовлекается в гражданский оборот, то есть владелец при желании может совершать с ним любые сделки - продать, например. Однако надо быть готовым к тому, что с этим как раз таки могут возникнуть проблемы: далеко не каждый захочет приобрести участок с неопределенными границами из-за опасения ввязаться впоследствии в судебную тяжбу "за межу".
Еще одно законодательное изменение касается тех, кто в свое время получил в наследство или приобрел объект недвижимости (домик, гараж и так далее). Теперь они тоже могут с наименьшими хлопотами зарегистрировать свое право на земельный участок, где этот объект расположен. Для этого надо представить всего лишь два документа. Первый - подтверждающий право собственности на объект (договор купли-продажи, дарения), второй - подтверждающий предоставление самого участка. Вот с этим-то последним, по словам и.о. заместителя руководителя управления ФРС Елены Перегудовой, как раз и возникают проблемы. Дело в том, что у нынешних владельцев либо нет "земельной бумаги", либо есть ее копия, передававшаяся из поколения в поколение, от прежних хозяев - новым. Однако в законе ясно написано, что документ необходимо предоставить в двух экземплярах - подлинник и копию. Поэтому на недавно прошедшем совещании по реализации "дачной амнистии" было решено, что воронежцы, у которых нет правоустанавливающих документов на землю, могут получить их (по поводу чего с "причастными" ведомствами уже есть договоренность), обратившись в государственный архив или в БТИ. В первом случае люди получат на руки копию, во втором - подлинник документа.