25.12.2007 04:48
Власть

Отсутствие финасовой самостоятельности поселений может задержать передачу им положенных по закону прав

В течение 2008 года сельские администрации будут по-прежнему работать под присмотром муниципальных районов
Текст:  Александр Луценко (Саратов)
Российская газета - Средняя Волга: Саратов: №0 (4552)
Читать на сайте RG.RU

Вчера на Театральной площади Саратова состоялась передача главам сельских поселений 36 новых автомобилей. Таким образом правительство области реализует целевую программу по поддержке местного самоуправления.

Отпуск до востребования

Кроме того, с 2008 года перечень вопросов местного значения, решения по которым будут принимать сами муниципальные образования, пополнится еще четырьмя вопросами. Однако самостоятельность поселений после этого не слишком расширится.

Отпускать административные вожжи область решила постепенно. И на это есть свои основания. Скажем, теперь поселковые администрации будут отвечать (помимо уже осваиваемых 19 полномочий) еще и за организацию транспортного обслуживания населения, создание условий для деятельности добровольных дружин, за участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также за осуществление мобилизационной подготовки муниципальных предприятий и учреждений. Только успевай поворачиваться! Но…

Советник министра-председателя комитета по работе с органами МСУ и территориями Сергей Зюзин уже сейчас не сомневается в том, что как минимум одно из новых полномочий, а именно - осуществление мобилизационной подготовки, поселения тут же вернут на районный уровень. Хотя бы потому, что эти мероприятия требуют соблюдения режима секретности, а это практически невозможно обеспечить на селе. Да и вообще, как выясняется, часть из уже полученных полномочий "муниципалы" постепенно вернули районным администрациям.

- В принципе, это нормально: им видней, какую работу они могут делать своими силами, а какую - совместно с районами, - комментирует Зюзин.

Такое положение вполне вписывается и в принятую областную политику по отношению к местным поселениям: использовать предоставленную законом возможность поэтапного осуществления реформы МСУ и не передавать местным администрациям всех полномочий до начала 2009 года.

Хотя некоторые муниципалитеты и выступали с инициативой о досрочной передаче им всего списка обязанностей, областная власть по-прежнему не торопится отпускать их в свободное плавание. В течение 2008 года сельские администрации будут по-прежнему работать под присмотром муниципальных районов, которые будут утверждать им сметы расходов.

Не поколебали областное правительство и оптимистические результаты опросов населения, проводившихся в текущем году силами Поволжской академии государственной службы. По результатам исследований, доля граждан, положительно оценивающих деятельность глав администраций поселений, за последний год увеличилась с 30 до 45 процентов.

Областные чиновники уверены, что прежде чем передавать поселениям всю полноту полномочий, их необходимо к этому подготовить. В том числе и материально. Корреспонденту "РГ" в комитете по работе с органами местного самоуправления и территориями области рассказали, что в рамках региональной программы развития органов МСУ до конца текущего года поселения планируется обеспечить на 70 процентов автотранспортом и на все 100 процентов - оргтехникой. В начале 2008 года будет закуплено и программное обеспечение, необходимое для формирования и исполнения бюджетов, работать с которыми еще придется научиться.

Вот только непонятно, кто именно в поселениях будет осваивать бюджетные премудрости и работать с бухгалтерскими программами. Пока что некому. Об этом говорит опыт районов, досрочно (в порядке эксперимента) получивших весь пакет полномочий.

Отняли кассу

С начала уходящего года в Татищевском и Пугачевском районах реализуются пилотные проекты по исполнению поселениями всех 32 вопросов местного значения, закрепленных за ними 131-м федеральным законом. В общей сложности в эксперименте участвуют два городских и 19 сельских муниципальных образований.

Исполняющий обязанности главы администрации Татищевского городского поселения Анатолий Попов признался корреспонденту "РГ", что в поселении до сих пор нет своего бухгалтера. В районе пошли по пути создания одной централизованной бухгалтерии, и все финансовые операции теперь осуществляются там. В результате два десятка поселений вроде бы и получили независимость, но относительную.

- Пусть бы администрация района осуществляла контроль за расходованием бюджета поселения, но не более того. Тогда бы мы могли оперативно принять решение о выделении, к примеру, двух-трех тысяч рублей на помощь погорельцу. Конечно, это небольшие деньги, и тем не менее люди видели бы: власть на уровне поселения что-то может для них делать и делает, - уверен Анатолий Попов.

В текущем году в область поступили субсидии федерального бюджета, которые региональное правительство должно было распределить между муниципалитетами. В пилотных районах (по решению областного правительства) адресованные поселениям деньги поступили в районные бюджеты - для дальнейшего их перечисления в бюджеты поселений. Прокурорские работники увидели в этом нарушение законодательства.  

- Мы уже оспорили в судебном порядке это решение. Если поселения имеют собственные бюджеты, субъект обязан перечислять в них средства напрямую, а не использовать районы как посредников, что не предусмотрено законодательством, - сообщает старший помощник прокурора области по взаимодействию с представительными и исполнительными органами области и органами МСУ Олег Петров.

Из всего этого можно сделать только один вывод: в области до сих пор не выработан финансовый механизм взаимодействия с поселениями. Да и правительственным финансистам попросту еще не с кем работать на поселенческом уровне, что подтверждает опыт Татищевского района.

Прокурорский аргумент

Областная прокуратура намерена в суде добиваться отмены большого пакета региональных законов о разграничении имущества между органами местного самоуправления районного и поселенческого уровней, которые были приняты прошедшей осенью. По мнению Олега  Петрова, здесь  областная власть также допустила нарушения.

- В перечне объектов, которые были переданы поселениям, есть такие,  которые ранее не числились в муниципальной собственности районов. В массовом порядке это касается кладбищ и прудов, земля под которыми зачастую не оформлена, - поясняет старший помощник прокурора.

В прокуратуре высказывают опасение: если даже небогатые муниципальные районы до сих пор не оформили кладбища, то поселения, финансовые возможности которых на порядок скромней (и в первую очередь - на селе), вряд ли будут иметь возможность провести межевание земельных участков под кладбищами и зарегистрировать имущественные права. А значит, они не смогут исполнять и полномочия по содержанию мест захоронения.

Эту претензию Сергей Зюзин парирует следующим аргументом: если до 1997 года кладбища были включены в реестр муниципального имущества,  необходимости в регистрации прав нет. Ведь по областному закону,  разграничивающему имущество районов и поселений, право собственности возникает с момента подписания сторонами акта приемки объектов.

В настоящее время региональное правительство в большей степени озабочено тем, как в области идет формирование налогооблагаемой базы муниципальных образований. В частности, в том же пилотном Пугачевском районе межевание проходят более 60 процентов земельных долей, и к 2009 году пугачевцы должны оформить все 100 процентов долей. А Татищевский район к концу текущего года оформит большую часть земель. Уплаченный собственниками этих долей земельный налог и должен составить основу финансового благополучия поселений.

Но остается ровно год до часа "икс", когда поселения обязаны будут взять на себя все полномочия с финансовыми и материальными ресурсами, необходимыми для их исполнения. И на этом напряженном участке пути к полному самоуправлению территорий разногласия с прокуратурой могут испортить оптимистичные расчеты чиновников.

Справка "РГ"

Начиная с 2006 года поселениям области были переданы 19 вопросов местного значения. В их числе организация благоустройства, освещения улиц и вывоза бытовых отходов, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, создание условий для обеспечения муниципального образования услугами связи, торговли, общепита и бытового обслуживания. По данным соцопроса, проведенного Центром информационно-аналитического и социологического обеспечения государственной службы ПАГС имени П. Столыпина, на "хорошо" работу администраций поселений в сфере благоустройства оценивают 19,7 процента населения. В 2006 году такую оценку давали 7,8 процента опрошенных. В опросе принимали участие 800 граждан.

Регионы Госуправление Саратовская область Средняя Волга