Екатеринбург вот-вот догонит Москву по показателю обеспеченности торговыми площадями на душу населения. У нас не просто растет количество магазинов - на глазах меняется и лицо нашей торговли. О том, как обстоят дела на региональном потребительском рынке и как влияют на его развитие местные власти, в Уральском представительстве "Российской газеты" рассказала министр торговли, питания и услуг Свердловской области Вера Соловьева.
Российская газета: Вера Петровна, что собой представляет "визитная карточка" областного потребительского рынка?
Вера Соловьева: Совершенно очевидно: потребительский рынок Среднего Урала стал интересен отечественному и международному бизнесу. Об этом говорят цифры: по розничному товарообороту региональная отрасль занимает пятое место в Российской Федерации, впереди только Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Тюмень, где доходы населения значительно выше, чем в нашем регионе. За последние десяток лет темпы роста товарооборота у нас в полтора раз выше, чем в среднем по России.
Сегодня в области 36 тысяч объектов потребительского рынка, из них 22 тысячи - предприятия розничной торговли, по 5,5 тысячи приходится на сферу общественного питания и сферу услуг. Потребительский рынок дает 24 процента регионального валового продукта, то есть практически каждый четвертый рубль приходится на торговлю. А трудится в этой сфере 400 тысяч человек, в большинстве, конечно, женщины.
РГ: Екатеринбург активно строит не только жилые и производственные помещения, но и торговые центры: у нас почти по 700 квадратных метров торговых площадей на тысячу человек населения. А какова картина в области?
Соловьева: Там те же тенденции. В год на Среднем Урале открывается до 600 торговых предприятий, это очень высокий показатель. Сегодня надо говорить о том, чтобы количество переходило в качество, осваивались новые форматы торговли, совершенствовалась логистика. Обеспеченность площадями в регионе в этом году составит в среднем 550-560 квадратных метров на тысячу жителей, что примерно сопоставимо с Москвой. С Европой пока сравнивать нельзя: там берется показатель площадей торговых центров, у них в принципе статистика не учитывает объекты мелкорозничной сети. Если отбросить магазины пошаговой доступности, количество которых у нас велико, особенно в сельской местности, разумеется, до Запада нам еще далеко. Но хочу заметить, половина муниципальных образований вышли на среднеобластной уровень. Что интересно, один из самых высоких показателей - в городе Камышлове.
РГ: В прежние годы большую роль в развитии торговли на селе играла система потребительской кооперации. Какова сейчас ситуация?
Соловьева: Если раньше доля потребкооперации в товарообороте составляла десять процентов, то теперь - чуть больше процента. И все же она до сих пор играет важную роль в тех населенных пунктах, куда коммерция не пришла и еще очень долго не сможет дотянуться. Например, в Байкаловском, Гаринском районах 60-70 процентов товарооборота приходится на долю потребкооперации.
РГ: А вообще, в каком направлении будет развиваться торговля в сельской местности?
Соловьева: В каждой деревне, где живет больше 200 человек, уже должен быть магазин. Мы определили, что для села оптимальный вариант - это смешанный магазин площадью 200-400 квадратных метров, в зависимости от количества проживающего населения - так называемый магазин центральной усадьбы, в котором можно купить все. Такой стандарт в обиходе давно, хотя никаких документов на этот счет в нашем законодательстве не существует. До сего дня мы руководствуемся здравым смыслом, исходим из собственного опыта и понимания проблемы.
Вообще за последние 15-17 лет не было принято ни одного законодательного акта, касающегося торговли. Нет ни одного нового документа, содержащего ГОСТы, не говоря уже о правилах продажи, которые давным-давно устарели. Сегодня в спешном порядке в министерстве экономического развития и торговли работают над этими пробелами в законодательстве, создан специальный департамент, готовится концепция закона о внутренней торговле. Мы с трепетом ждем этих документов. Появятся стандарты у магазинов, кафе, ресторанов. Наконец, будут законодательно определены форматы универсамов, универмагов, торговых центров и торговых домов, магазинов самообслуживания и так далее - сегодня четкой классификации просто нет. Более того, отсутствуют ГОСТы на товары, большинство продуктов производится не по стандартам, а по техническим условиям, отсюда - огромное количество фальсификата.
РГ: Как же в этой ситуации контролировать качество товаров?
Соловьева: В этом году исполнилось пять лет закону о техническом регулировании, на котором должна была строиться вся сфера потребительского рынка. Но в продолжение этого закона ни одного документа не вышло. В итоге и получается, что в упаковке, на которой написано "масло", на самом деле масла и в помине нет, то же самое с молоком, соком и другими продуктами питания.
РГ: Сегодня готовится и обсуждается проект постановления правительства "Об организации и проведении мониторинга качества и безопасности пищевой продукции на территории Свердловской области", где министерству торговли отводится роль главного координатора.
Соловьева: Это еще одна наша инициатива. Распоряжением председателя правительства создана рабочая группа по подготовке этого документа. Сейчас государство отвечает лишь за безопасность продуктов питания, за качество же несет ответственность производитель или импортер. Объекты потребительского рынка проверяют по своим каналам и органы Роспотребнадзора, и милиция, и общественные организации. Суть постановления в том, чтобы скоординировать работу надзорных органов и получить сводный анализ, общее представление о деятельности предприятий.
РГ: Вероятно, долгожданный закон о внутренней торговле должен отрегулировать взаимоотношения между участниками рынка. Не секрет, местные производители жалуются, что за вхождение в сети, за место на полках приходится платить большие деньги, не всем это по карману.
Соловьева: На мой взгляд, в Свердловской области представители международных сетей ведут себя вполне цивилизованно, причем они консультируются с министерством торговли при решении различных вопросов. Дело в том, что местные товаропроизводители просто не привыкли работать в формате новой логистики. В западных сетях отдельный магазин не является самостоятельным - все договоры заключаются в центре, формат един для всех - Европы, Азии, России, соответствующим образом подбираются поставщики, а следовательно, и ассортимент товаров. Сейчас ритейл, по моему убеждению, открыт для местных производителей. Например, когда одна из международных сетей только пришла на наш рынок, она три дня проводила ярмарки для всех местных товаропроизводителей - малых, средних, оптовых компаний, а их набралось ни много ни мало около четырехсот. Очевидно, что далеко не все наши бизнесмены могут принять формат такого заказчика, соответствовать предъявляемым им требованиям к качеству, объемам и режиму поставок, упаковке.
А высокая плата за вход, на мой взгляд, пока сохраняется от недостатка полок, недостатка торговых площадей. Кстати, что касается производителей, население свой выбор тоже сделало в пользу местных предприятий. У нас даже московская колбаса считается "заезжей". Важно не дать погибнуть местной промышленности, поддержать ее. Птицепром поддержали в Свердловской области, и жизнь показала, что это было правильное решение: теперь мы имеем на рынке около трехсот наименований полуфабрикатов из мяса птицы.
РГ: А есть ли у областного министерства какая-то позиция по отношению к торговым сетям?
Соловьева: Скажу так: к нам не запрещается приходить чужому бизнесу, но уж явно не поощряется. Поддержки на уровне региона "варяги" не находят. Зато мы делаем все, чтобы поднялся собственный бизнес. Посмотрите, у нас в области нет крупных московских сетей, и сейчас им уже поздно сюда входить: наши предприниматели поднялись до такого уровня, что могут составить им достойную конкуренцию. У нас есть несколько программ продвижения местных сетей в область. Поэтому в малых городах есть и "Кировский", и "Монетка", и "Бест-маркет", и другие. В глубинке нет больших денег, значит, кто-то должен прийти туда, принести новые технологии, новый формат торговли, новых поставщиков, а остальные волей-неволей подтягиваются, и сразу начинается бум в развитии торговли на территории.
РГ: Но эту нишу, наверное, там раньше занимал малый бизнес? Он теперь обречен?
Соловьева: Нет. Просто нельзя развивать бизнес хаотично. Мы настаиваем, чтобы в каждом муниципальном образовании была своя программа развития торговли. Бизнесменам надо заранее знать о проектах застройки, будущих логистических узлах, транспортных развязках, видеть "белые пятна" на карте города, где нет еще торговых точек и которые можно заполнить. Это в конечном итоге уменьшит их риски и создаст комфортную среду для потребителей товаров и услуг. Вот, буквально на днях в министерстве была глава Пелыма, как раз с просьбой помочь разработать такую программу. Кстати, интересно, что в этом северном поселке уже 15 магазинов. Наши специалисты помогают муниципалитетам в выборе методики, специализации предприятии, формата торговых точек.
РГ: Меняются ли требования покупателя вместе с изменением формата торговли?
Соловьева: Конечно. Покупатель стал совершенно другой. Особенно в магазинах самообслуживания, которые дают покупателю свободу выбора, в том числе возможность получения полной информации о товаре и ответственность за этот выбор. У нас даже в Гаринском районе открыты магазины самообслуживания. Вообще, новые торговые предприятия уже не открываются в старом формате, хотя поначалу покупателей непросто приучить к новому.
РГ: А какие механизмы влияния на бизнес у вас есть, ведь большинство предприятий торговли - частные?
Соловьева: Действительно, подавляющее большинство - 98 процентов - относятся к частному бизнесу. Взаимодействуем мы с ними в основном через механизмы государственного регулирования. Пытаемся, как можем, закрыть пробелы в федеральном правовом поле, подсказать предпринимателям правила игры. Но наши пожелания носят исключительно характер рекомендаций. Например, мы доводим до муниципальных образований контрольные показатели, рекомендуем перевести какое-то количество магазинов на самообслуживание, на пластиковые карты. Первое время отношение к этому было негативное: что это вы нам указываете? Но теперь оно изменилось. Наказать, конечно, мы не можем. Но на каком-нибудь публичном мероприятии можем назвать муниципалитеты и торговые предприятия - как в отрицательном, так и в положительном контексте. Это действует. Ведь бизнесу тоже нужно дать какой-то сигнал, сориентировать его. Ну откуда они, где-нибудь в Сосьве, знают, какие новые возможности появились? Мы раз в два года в каждом муниципальном образовании собираем всех предпринимателей и часа четыре подробно им обо всем рассказываем, отвечаем на все вопросы. Помогаем им выйти на оптовиков, рассылаем обновленные реестры производителей.
РГ: Для такой работы ваше министерство должно представлять собой достаточно серьезный аналитический центр.
Соловьева: Думаю, так и есть. Коллектив складывался годами. Это единственное областное управление торговли, которое в свое время не было упразднено. У нас все еще остались люди, которые работали в прежней системе, и эта преемственность в сегодняшней ситуации оказалась очень ценной.