С древних времен гора Тахт-и-Сулайман - "трон пророка Сулеймана", расположенная в самом центре Оша, была известна как место паломничества и поклонения мусульман не только Ферганской долины, но и всей Средней Азии, а также Ирана и Кашгара.
На протяжении многих веков верующие со всего мусульманского Востока спешили побывать у подножия "трона пророка". Вели их сюда надежда исцелиться от всех болезней и жажда свершения богоугодных поступков.
Сулайман-Тоо и до сегодняшнего дня является второй Меккой мусульман Азии. В 1995 году Киргизия ратифицировала конвенцию ЮНЕСКО об охране всемирного наследия. Чтобы составить список наиболее значимых историко-культурных объектов Киргизии и взять их под охрану ЮНЕСКО, в республику тогда приехали представители этой международной организации. Свершилось: святая гора была предварительно занесена в этот список.
Однако по правилам ЮНЕСКО первоначальный облик памятника, взятого под охрану мирового сообщества, должен оставаться неизменным с тех самых пор, как объект оказался в списке особо охраняемых памятников старины.
Как раз этот пункт конвенции и оказался нарушен властями южной столицы Киргизии. С 1995 года гору Сулайман-Тоо почти до середины прочертила автомобильная дорога, лестница, строятся торговые павильоны. Теперь же с развитием туризма в Киргизии власти города Ош согласились и на проведение к одной из вершин горы канатной дороги, которая, по их мнению, могла бы сократить время восхождения туристов на Сулайман-Тоо.
Именно это обстоятельство, по мнению заслуженного деятеля культуры Киргизии, кандидата исторических наук Бакыт Иманбаевой, может помешать внесению святого места в список международных исторических памятников. А ведь сам факт включения в этот авторитетный список ЮНЕСКО мог бы обеспечить самый высокий уровень защиты памятника истории в рамках международного законодательства, поддержку мирового сообщества, а также повысил бы престиж самой Киргизии.
Между тем, вопрос строительства канатной дороги к мусульманской святыне за годы независимости республики возникал не раз и не два. Однако специалисты, изучив такую возможность, пришли к заключению, что это благо цивилизации может нанести непоправимый урон естественному ландшафту и историко-культурным ценностям, находящимся в зоне горы.
Недавно в Киргизии по просьбе министра культуры Киргизии Султана Раева для оценки возможного влияния строительства канатной дороги на природные и культурные характеристики священной горы побывал профессор Токийского университета Юкио Нишимура. Ознакомившись с проектом строительства канатной дороги, он однозначно заявил, что ее возведение отрицательно отразиться на всех природных и историко-культурных компонентах святой горы. Кроме того, канатная дорога будет мешать визуальному и эстетическому восприятию туристами одного из самых древних городов мира - Оша, которому, по признанию ЮНЕСКО, в 2001 году исполнилось три тысячи лет. Нишимура высказал властям южной столицы свое мнение: поскольку Сулайман-Тоо является памятником международного значения, ей должна быть обеспечена соответствующая защита государства.
Тем не менее, руководитель проекта строительства фуникулера Адылбек Мирзаматов говорит, что возведение объекта ничем не грозит памятнику старины. Сама дорога займет 12 квадратных метров территории памятника, остальная ее часть, естественно, будет находиться в воздухе, утверждает строитель. Согласно проекту у подножия горы, где будет начинаться канатная дорога, установят кабинки, чтобы люди смогли помыться, там же будет выдаваться чистая сменная обувь. Подсчитана уже и сметная стоимость строительства - она составит более полутора миллионов евро.
Жыпар Жекшеев, генеральный секретарь национальной комиссии ЮНЕСКО Киргизии:
- Строительство канатной дороги на Сулейман-Тоо, затеянное властями Оша с подачи бизнесменов, превратит уникальный памятник истории и мирового наследия в обычный развлекательный объект, приносящий доход бизнесменам. И в этом случае священное место навсегда потеряет шанс попасть в список всемирно охраняемых ЮНЕСКО объектов истории и культуры. Этого ни в коем случае нельзя допустить.