Что изменилось сегодня для людей, отправляющих правосудие, а главное, для граждан, столкнувшихся с судебной системой? Эти вопросы "Российская газета" обсудила на экспертном совете с председателем областного суда Федором Вяткиным, председателем Центрального районного суда Челябинска Андреем Хватковым, главой областного управления Судебного департамента Сергеем Андреевым и председателем Государственного комитета по обеспечению деятельности мировых судей области Валерием Быковым.
Российская газета: Финансирование целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы" увеличено в разы. Куда тратятся эти деньги?
Федор Вяткин: Основополагающая цель реформы - перемены должны прочувствовать на себе посетители судов, те, кому пришлось стать участниками судебных процессов. Нужно, чтобы доступнее стала судебная информация, удобнее было ориентироваться в здании суда, комфортнее там находиться, быстрее и качественнее рассматривались дела, чтобы было максимально исключено воздействие на судей. Суды общей юрисдикции Челябинской области - это областной суд, 49 районных и городских судов, два военных суда, а также 164 участка мировых судей. Условия в областном суде за последний десяток лет во многом приблизились к этому идеалу. По своей инициативе в качестве эксперимента мы внедрили несколько новаций, которые в последующем были взяты на вооружение федеральной целевой программой: полная автоматизация делопроизводства, деление суда на зоны доступа, общественная приемная работает в областном суде с 2001 года, информационные киоски… У нас и сегодня применяются технологии, которых еще нет нигде. Видеопротокол судебных заседаний позволяет максимально точно фиксировать происходящее на процессе и гарантирует соблюдение принципа объективности и беспристрастности. Есть электронный киоск, распечатывающий судебные акты.
Сергей Андреев: Конечно, пора подтягивать к эталону областного суда и нижестоящие суды. Часть средств тратится департаментом на капитальный ремонт судебных зданий. Когда посетитель приходит в красивое, чистое здание с атрибутами государственной власти, у него возникает больше уверенности, что здесь могут решить его проблему. Если же судьи работают в полуподвальных помещениях с обшарпанными стенами, о каком уважении к судебной власти можно вести речь? А нет уважения - снижается и явка сторон на процессы, меньше дисциплины в судах. К 2006 году отремонтировано более 60 процентов помещений судов. К сожалению, строить сегодня новые здания - специализированные, с просторными залами заседаний - трудно даже при нынешнем финансировании. А потому проблема дефицита площадей остается.
За десятилетие работы управления более чем в семь раз повысилась компьютеризация в судах районного звена (со 120 до 881 компьютера). В половине судов компьютеры объединены в локально-вычислительную сеть, устанавливается специальное программное обеспечение. Вот что значительно ускоряет работу, позволяет председателям контролировать процессуальные действия судей: волокитить дела не получится!
Валерий Быков: Хотел бы сразу пояснить, что это федеральная программа, а финансирование материально-технического обеспечения мировых судей (которые являются низшей судебной инстанцией), по закону осуществляется из бюджета Челябинской области. Размещение мировых судей в помещениях, соответствующих статусу судьи, - одна из основных задач нашего комитета. Финансирование из областного бюджета ежегодно увеличивается. Только в этом году проведены капитальные ремонты с перепланировкой, учитывающие требования для проектирования помещений судов, на 18 судебных участках. На 2008 год планируется ремонт на 14 участках. Рабочие места всех судей и работников аппарата оборудованы офисной мебелью, сейфами, телефаксами, множительной техникой, персональными компьютерами. Установлены еженедельно обновляемые информационно-правовые системы "Консультант +" или "Гарант". Для повышения оперативности ведения судебного делопроизводства на всех участках работает программный комплекс КРОК "Мировые судьи".
РГ: Для чего нужны общественные приемные и появились ли они уже где-нибудь кроме областного суда?
Вяткин: Общественная приемная - это отдельное помещение в суде, единый информационный центр, где граждане узнают результаты рассмотрения дел, куда приносят и где получают документы. Раньше посетители обращались с этими вопросами в канцелярию, а заявления приносили напрямую судьям. Отныне же федеральная программа говорит: судьи не должны общаться с гражданами вне судебных заседаний, потому что во время приема может заранее сложиться мнение в пользу одной из сторон, появляется почва для разговоров о коррумпированности. По образцу областного суда на две зоны доступа будут разделены и районные: кабинеты судей и канцелярии относят в служебную часть здания, доступную только для работников суда. В публичной части располагаются залы судебных заседаний и общественная приемная, где прием ведут сотрудники аппарата суда - опытные юристы, не имеющие отношения к рассмотрению дел. Ведь раньше адвокат заходил поздороваться с судьей в его кабинет, а у клиентов в коридоре складывалось впечатление, что он оказывает влияние на исход рассматриваемого дела.
Андреев: В 2008 году такие приемные появятся во всех районных и городских судах. Также собираемся оборудовать все их информационными киосками, и посетители смогут получить справку о деле самостоятельно.
РГ: А как эта проблема решается у мировых судей? Ведь большинство из нас имеют больше шансов попасть именно к мировому судье: они рассматривают основной блок имущественных споров…
Быков: Прежде всего нужно решить проблему, возникшую в самом начале пути, - проблему нехватки служебных помещений, а уж потом заниматься организацией общественных приемных. Десять лет назад, когда в нашем регионе, одном из первых в стране, были назначены мировые судьи, мы срочно решали еще более серьезную задачу - разгрузить федеральных судей, которые рассматривали тогда по 600 дел в год! И мы ее выполнили, размещая мировых судей порою в тесноте и неудобстве…
Сегодня мировые судьи рассматривают 83 процента всех судебных дел. Однако ситуация с перегруженностью судов не изменилась. Каждый год дел прибавляется у всех. В ноябре Государственной Думой РФ в первом чтении принят законопроект, по которому Челябинской области выделяется еще 17 мировых судей. Опять-таки сразу встанет вопрос с их размещением.
РГ: Почему же растет нагрузка, если все делается для того, чтобы ее снять?
Андрей Хватков: Закон о мировых судьях разработан по принципу - один участок мирового судьи должен обслуживать 15-23 тысячи жителей. В Центральном районе - семь мировых судей, и с учетом численности населения никакой восьмой судья району не положен. Но никем не учитывалось, что 85 процентов банков и 90 страховых компаний расположены именно в центре города. В результате кредит гражданин берет в филиале банка где-нибудь в Карталах, а возникшие споры рассматривает мировой или федеральный судья Центрального района - по месту нахождения офиса головного предприятия. "Росгосстрах" ежемесячно приносит мировым судьям несколько сотен исковых заявлений. И судьи их рассматривают!
Я не помню периода, когда нагрузка на судей была бы низкой. В районных судах дел, конечно, меньше, чем в мировых, но, это и дела совсем другие. В Центральном районном суде каждый из судей должен заканчивать как минимум два дела в день. А если один судебный процесс занял полгода? Чтобы избежать обвинений в волоките, судья должен будет уже не по два, а по четыре дела рассматривать!
Средняя нагрузка на мирового судью Центрального района - 520 дел в месяц, это 26 рассмотренных дел в день! Если на каждое необходимо два-три часа, то вы, придя защитить свои права, услышите, что очередь до вас дойдет только через три-четыре года. Ведь работа мирового судьи сродни работе дворника. Сколько снега выпало, столько и надо его грести. Отсюда другая проблема - невозможность нормально выслушать человека. Ему, к примеру, хотелось рассказать "от печки" - от того, что 10 лет назад, когда он познакомился со своим соседом… А мы спрашиваем: что у вас конкретно 5-го числа с ним случилось? Ведь через 15 минут у нас уже другой сосед и другая история! Почему и возник вопрос информатизации судов - или мы начинаем активно использовать новые технологии в судопроизводстве, или просто не справляемся.
Вяткин: На мой взгляд, правильно было бы законодателю определять лишь общее количество мировых судей в субъекте федерации, а вопрос о границах участков оставить на разрешение самого субъекта.
Андреев: На последней расширенной коллегии Судебного департамента России принято решение обойтись без увеличения штата судей районных и городских судов. Рекомендовано перераспределить штаты. К примеру, в Нязепетровском районе на трех судей в месяц приходится три дела, в другом - по 16! Решается вопрос создания межрайонных судов, которые объединят суды с маленькой нагрузкой. А высвобождающиеся единицы будут направлены в перегруженные суды.
Быков: По такому же пути перераспределения участков в этом году пошли и в отношении мировых судей. В Ленинском районе их было 11, а в Центральном - только пять, при этом в последнем нагрузка больше в разы. Поэтому в июле были упразднены должности двух мировых судей Ленинского района с назначением их на аналогичные места в Центральном. Но помещений для них пока нет, и они принимают граждан из Центрального района на краю Ленинского.
РГ: В рамках реформы планируется введение института внесудебного рассмотрения дел. Что это такое?
Хватков: Государство пытается создать условия, при которых не все дела доходили бы до суда, освободить суды от мелочевки. Не секрет, к примеру, что сегодня в суды приходят иски из налоговых инспекций о недоимке в размере 8 рублей 50 копеек. Только оформление подобного иска, я вас уверяю, обойдется не менее чем в 100 рублей!
Наше общество идет по пути правового государства. И законов становится все больше. Обратите внимание на последние статьи недавно принятых законов - все споры по ним рассматриваются в суде. Было бы логично сказать законодателю: если этот спектр вопросов теперь рассматривается в судах, то и количество судей должно быть увеличено.
К примеру, в ноябре прошлого года вступил в силу закон о порядке разрешения обращений граждан. И сейчас гражданин, которому должностное лицо исполнительной власти вовремя не дало ответ, может обратиться в суд с иском о возмещении морального вреда. И ведь никто не просчитал, сколько от этого появилось новых дел. Милиционеры не получили так называемые "боевые" за командировки в Чечню. Представители ГУВД говорят: дайте нам судебное решение, по которому мы выплатим эти деньги, потому что нам они до сих пор не перечислены.
С начала следующего года мы с ужасом ждем нового увеличения количества дел: ряд статей Административного кодекса предусматривает арест за нарушения в сфере безопасности дорожного движения. Милиция может задержать на 48 часов, после чего судья должен рассмотреть дело в течение восьми часов.
Быков: Дела об административных арестах будут рассматривать мировые судьи. Поскольку большинство ДТП приходится на выходные, то мировой судья, по сути, вообще не должен уходить с работы даже по выходным дням.
Хватков: Возьмем хотя бы пост ГИБДД на Шершневской плотине, где каждый день выявляется множество административных правонарушений. Этому участку впору отдельного мирового судью выделять, чтобы тот постоянно был на месте и рассматривал дела безотлагательно (смеется).
РГ: Говорят, при каждом районном суде уже создан свой интернет-сайт. Какую информацию могут получить там граждане?
Андреев: Создание судебных сайтов - это тоже одно из направлений целевой программы. Даже не приходя в суд, человек должен иметь возможность получить справку о рассматриваемом деле. На сайтах областного суда (www.chel-oblsud.ru) и управления Судебного департамента (http://usd.chel.sudrf.ru) есть все адреса интернет-ресурсов районных и городских судов области. Всех! Заходите и все узнаете.
РГ: Количество посещений сайтов учитывается?
Андреев: Пока мы анализируем наполняемость сайтов. Важно, чтобы в них содержались не только адрес и два-три телефона суда, но и какая-то информация по рассматриваемым делам.
Вяткин: Поскольку в областном суде давно имеется электронная база данных рассматриваемых дел, то наш сайт содержит раздел "Делопроизводство", где размещается информация о рассмотрении дел в областном суде по всем трем инстанциям. Зафиксирована посещаемость - от 100 до 300 запросов в день. Порой посетители сайта областного суда пытаются найти сведения о делах, рассматриваемых в районных судах области. Но они попадают в базу данных областного суда, только если решение районного суда было обжаловано и дело рассматривалось в вышестоящих инстанциях. В будущем необходимые сведения можно будет получить на сайтах районных судов. Кстати, сегодня для нас не существует технологических ограничений для публикации на сайте текстов судебных актов. Единственное препятствие - отсутствие нормативного акта, регламентирующего, какую информацию мы вправе обнародовать. Ведь помимо государственной тайны, конфиденциальной информации есть сведения о частной жизни… Законопроект "Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации" второй год находится в Госдуме и, надеемся, скоро будет принят.
Быков: На сайте Государственного комитета (www.mirovoy-sud74.ru) имеется вся информация о категориях дел, рассматриваемых мировыми судьями, адреса и телефоны судебных участков, их границы, образцы заявлений.
РГ: Будет ли открытой система "ГАС-Правосудие"?
Андреев: "ГАС-Правосудие" предполагает полную компьютеризацию судопроизводства с целью создания единой базы данных всех инстанций. У нас уже работает выделенная оптоволоконная линия между областным и Верховным судом, следующий этап - проведение ее между районными и областным. В идеале председатель областного суда должен войти в базу любого районного или мирового суда и мгновенно получить интересующую его информацию. К примеру, пришел гражданин с жалобой на рассмотрение конкретного дела. Сейчас, чтобы разобраться, нужно оформить запрос, ждать ответа. Кто-то на месте, боясь ответственности, может попытаться эту информацию скрыть. Имея доступ к электронным базам данных судов, все можно будет посмотреть за несколько минут. Часть информации, к примеру, по уже вступившим в силу судебным решениям, будет открыта для всеобщего доступа и размещена на интернет-ресурсах. Другая, сами понимаете, останется только для служебного пользования.
В следующем году, думаем, суды Челябинска, Магнитогорска и горнозаводской зоны мы в эту систему уже включим.
РГ: Итак, положительные сдвиги есть. Меняется ли в связи с этим самосознание судей? Избавимся ли когда-нибудь от двух главных зол - судебной волокиты и обвинений в пристрастном рассмотрении дел, если можно так выразиться?
Андреев: Сегодня Верховный суд РФ готовит законопроект о выплатах компенсаций за волокиту. Когда он будет принят, у граждан отпадет необходимость обращаться с такими жалобами в Страсбург. Они будут рассматриваться и удовлетворяться внутри страны. А для недобросовестных судей, допустивших "заволокичивание" дел и тем самым причинивших ущерб бюджету - прямая дорога на квалификационную коллегию. Этот орган судейского сообщества решает вопрос о лишении судей полномочий и рекомендует кандидатов на должность судьи. Отбор в судьи очень жесткий. Назначает на этот пост Президент России. При подборе кандидатов на должность судьи на законопослушность проверяются даже их умершие родственники.
Хватков: Судья живет и работает, как в аквариуме. Если на него поступает жалоба от граждан, он становится объектом служебной проверки. И не дай Бог, будет установлено, что на принятое решение как-то повлияли внешние обстоятельства. Шила в мешке не утаишь.
Что до волокиты, то причин для нее много! И подчас они абсолютно не зависят от суда. К примеру, приходит к нам человек и говорит, что медико-социальная экспертиза установила ему вторую группу инвалидности, а он считает, что у него первая. По закону мы обязаны назначить еще одну экспертизу в Москве. У нас сегодня имеется дело, по которому мы отправили материалы еще в апреле 2006 года, и до сих пор назад получить не можем. Пример по Челябинску: в лаборатории судебных экспертиз остался один строительный эксперт. Направляем дело на экспертизу, ее назначают… на март 2009 года. Волокита? Волокита! Или не можем добиться явки участников процесса… Поверьте, когда дело рассматривается больше шести месяцев - для нас это ЧП. И я ежемесячно докладываю о ходе его рассмотрения и получаю в свой адрес нелицеприятные высказывания со стороны своего руководства. Судьями, руководством делается все возможное, чтобы сократить сроки рассмотрения дел.
РГ: Сколько лет нам понадобится, чтобы догнать и перегнать европейское правосудие?
Быков: Не думаю, что мы должны кого-то догонять и перегонять. Мировыми судьями области за 11 месяцев этого года рассмотрено свыше 324 тысяч дел. И при этом показатель качества их работы - 98 процентов. Необходимо совершенствовать информационно-технологическое оснащение судов, судебных участков. А работать судьи у нас умеют!
Вяткин: Оттачивать, совершенствовать надо многое. Но мы не отечественный автопром, чтобы столь категорично сравнивать. Почему идет речь о том, что европейское правосудие лучше - быстрее, качественнее российского? Коллеги из зарубежных судов могут многому у нас поучиться. Что касается информационных технологий в правосудии, то видеоконференцсвязь мы стали использовать с 1999 года, видеопротокол - с 2003-го. А в Швеции, например, эти технологии стали применять только в 2007 году, зато там была возможность сразу установить оборудование во всех судах. Многое зависит и от отношения к судам общества, чиновников других ветвей власти, журналистов. Ведь в той же Европе и США больше умеют уважать судебное решение.