Андрей Ермолаев, директор Центра социальных исследований "София"
Громкое назначение второго человека в Партии регионов Раисы Богатыревой на пост главы Совбеза Украины - это самостоятельная интрига, в которой принял участие президент Ющенко, как бы старательно это ни маскировалось рассуждениями о ключевой роли в ней людей из его секретариата.
Такой шаг можно рассматривать и как попытку создать новый баланс сил в украинской политике, получить инструмент давления на Партию регионов, попытаться сделать ее более лояльной к президенту и управляемой. В долгосрочной перспективе Ющенко, вероятно, рассчитывает на создание более толерантной политической и социальной среды на востоке Украины, где находится значительный электоральный ресурс, за который можно побороться.
Наверное, он также предполагает через год-полтора все же реализовать идею "широкой коалиции" и, как следствие, заручиться поддержкой "регионалов" на будущих президентских выборах, как бы невероятно это сейчас ни звучало.
Но, на мой взгляд, своих целей президенту с помощью Богатыревой достичь не удастся. Партия регинов дала четкую оценку этому кадровому назначению, сохранив тем самым свой оппозиционный статус и показав устойчивость своей политичекой силы, отсутствие центробежных тенденций. У Богатыревой не появилось ни одного сторонника в партии, никто однозначно не подержал ее уход в Совбез. А значит, фронды внутри руководства Партии регионов не возникло. Ее лидеры понимают, что расслаивание партии, соглашательство и "разжижение" ее идеологического ядра за счет таких заманчивых кадровых предложений приведет только к ослаблению и дополнительным рискам в противостоянии с правительством Тимошенко по принципиальным вопросам.
Для самой же Богатыревой новое назначение означает потерю ее роли в партии и политике. Нужно сказать, что пост секретаря Совбеза больше бюрократический, чем политический. Возможно, реализуя свои карьерные устремления, Богатырева рассчитывала стать ключевой фигурой в разрешении грядущих кризисов, сыграть на проиворечиях между президентом и премьером. Но фактичеки она оказалась инкорпорирована в президентскую команду, где степень свободы заведома низкая.
Стоит вспомнить и о судьбе ее предшественииков на этом посту: Петр Порошенко, Анатолий Кинах, Иван Плющ - все, кто приходил в Совбез за новыми политичекими возможностями, покидали его, утратив уже имевшиеся. К тому же Богатыревой вряд ли удастся противостоять на этой площадке премьеру Юлии Тимошенко, на что, вероятно, делает ставку президент. Слишком разные это женщины. Идеологу Богатыревой вряд ли удастся в одиночку стать достойным противовесом экономисту и бизнесмену Тимошенко, которая является членом Совбеза и имеет там своих сторонников.
Назначение Богатыревой сама Тимошенко наверняка восприняла скрепя сердце. Но очевидно, что она считает невыгодным публично демонстрировать свое неудовольствие и ссориться из-за этого с Ющенко. Тем более что президентская интрига может оказаться ей на руку. Одна из основных задач Тимошенко сегодня - стать лидером демократической коалиции де-юре и де-факто. И она хорошо с нею справляется, достаточно взглянуть на поведение некоторых членов фракции НУНС, готовых едва ли не присягнуть ей на верность. Сигнал о возможности компромисcов с оппозицией от номинального лидера НУНС Виктора Ющенко его соратники воприняли, мягко говоря, неоднозначно.