Общественная палата Кургана предложила мэрии создать специальную группу по художественному оформлению города, состоящую из специалистов в области рекламы, юриспруденции, лингвистики, культуры и искусства.
Существующая наружная реклама, по мнению общественников, в большинстве своем примитивна, неэстетична, безграмотна, непривлекательна и разрушает образ Кургана как культурноисторического центра Зауралья.
Дело в том, что в Кургане нет и никогда не было концепции и единой политики рекламноинформационного и художественного оформления города. А размещением наружной рекламы никто централизованно не управляет. Все делается по принципу: плати деньги и действуй! Чем больше денег, тем больше вероятность отхватить под рекламу самый лакомый кусочек в городе, где много людей и автомобилей.
Единственный документ, который хоть както регулирует данный рынок, - это решение городской думы о порядке распространения объектов наружной рекламы в Кургане, принятое еще в 2002 году. Ответственными за его выполнение тогда были определены отдел архитектуры и градостроительства и административнотехническая инспекция (АТИ). Но в этих учреждениях, как выяснилось, выдают только согласования на размещение средств наружной рекламы и следят за тем, чтобы фирмы не нарушали закон. С начала года демонтировано уже более 350 конструкций с незаконной рекламой и составлено 36 протоколов за нарушение закона о рекламе. Кроме того, ведется жесткая борьба с теми, кто самовольно расклеивает объявления по всему городу. За содержание размещенных текстов и картинок архитектура и АТИ не отвечают.
По наблюдениям специалистов, в рекламе сплошь и рядом наблюдается "смесь французского с нижегородским", и ино
странные слова нередко доминируют. Непонятный текст приводит к тому, что наружная реклама как маркетинговый инструмент не выполняет свою главную функцию - не привлекает потенциальных покупателей.
- Я недавно попросила своих студентов проанализировать наружную рекламу в городе на предмет ее грамотности и эффективности, - говорит профессор кафедры русской и зарубежной литературы Курганского госуниверситета Галина Самойлова. - Результаты ошеломляющие. Наши рекламодатели не знают, например, что слово "элегия" пишется с одной "л", а наречие "поновому" - через дефис. Эту безграмотность в основном и запомнили ребята.
Внешний вид Кургана, безусловно, портят и пустые щиты огромных размеров. После того как с них убрали политические выборные плакаты, они представляют собой жалкое зрелище. Правда, директор административнотехнической инспекции Михаил Дубанич говорит, что с нового года в центре города не останется ни одной отдельно стоящей рекламной конструкции - их уберут на окраины. Интересно только, кто захочет размещать свою информацию на пустырях?
Общественная палата предложила временно использовать эти щиты под социальную рекламу и пропагандировать здоровый образ жизни. Подобных призывов в Кургане явно недостаточно. Но опять же кто будет заниматься их изготовлением, определять идеологию, дизайн?
Почти анекдотичный случай рассказал специалист городского управления архитектуры и градостроительства Игорь Новиков. Както к нему в гости приехали голландские художники. Увидели рекламный щит "Курган - город без наркотиков" и решили под ним сфотографироваться.
- Что хорошего в этой рекламе? - спросил гостей Игорь Новиков.
- Посмотри, у нас за спиной четыре куста конопли высотой четыре метра, - засмеялись иностранцы.
Подобных примеров непрофессионализма можно привести сколько угодно. Для курганцев мог бы быть полезен опыт других городов. Например, в Москве принят закон, устанавливающий три основных культурноэтических требования к наружной рекламе и к художественному оформлению города: не должно быть непристойных жестов и поз, бранных либо вызывающих ассоциации с ними слов и выражений, тексты должны быть грамотными. Следит за художественным оформлением столицы экспертный совет. Причем это не очередная бюрократическая структура, а группа квалифицированных специалистов, которые и определяют степень соответствия рекламы культурноэтическим требованиям. За размещение неэтичных уличных плакатов их заказчики платят штраф, а хозяева рекламоносителя демонтируют их за свой счет.
В не меньшей степени, чем содержание, для Кургана актуально и техническое оформление - город сильно отстает здесь даже от соседей. Руководители рекламных агентств говорят, что сейчас модна световая реклама. Она могла бы еще и освещать ночной город. Но надзорные ведомства слишком долго согласовывают документы. Одним словом, общей заинтересованности у властей, контролирующих структур и изготовителей рекламы - сделать Курган современным респектабельным городом - нет. Общественная палата взялась изменить равнодушное отношение к своему городу.
Альберт Михайлов, член Общественной палаты Кургана:
- Возможно, специальная группа по художественному оформлению города и нужна, но прежде чем ее создавать, нужно вернуться к тому документу по рекламе, который дума принимала в 2002 году. Интересно, что конкретно за пять лет сделали в плане наведения порядка на рекламном рынке в городе ответственные за выполнение решения думы - архитектура и административнотехническая инспекция?