В Федеральный перечень учебников на 2008-2009 год, опубликованный в "РГ", вошло более тысячи книг.
Что прочитают школьники в новом учебнике по истории? Как рождаются и какими должны быть современные учебники?
Вчера об этом шел разговор на коллегии в министерстве образования и науки, сразу после которой министр Андрей Фурсенко, замминистра Исаак Калина, директор Института российской истории РАН Андрей Сахаров, учителя и авторы учебников, в том числе и Александр Филиппов - один из авторов спровоцировавшего бурную дискуссию в обществе учебника "История России 1945-2007 гг.", приехали на "круглый стол" в "Российскую газету".
Скандальный учебник, автором которого некоторые ошибочно считают бывшего министра образования Владимира Филиппова и который до сих пор обвиняли в якобы оправдании сталинских репрессий и предвзятом взгляде на эпоху, включен в только что опубликованный федеральный перечень учебников на 2008-2009 учебный год. И неслучайно. Он, а также учебник "Обществознание для 11 класса" Леонида Полякова родились в результате общественной экспертизы, в которой принимали участие более 3 тысяч человек со всей России.
- Такой процедуры мы не проводили никогда и нигде до этого, - подчеркнул министр Андрей Фурсенко. - Общественное обсуждение - это всесторонняя оценка, самые разные мнения, в том числе весьма жесткие. Уточню, что обсуждались не уже готовые учебники, а книги для преподавателей. В результате, на мой взгляд, появились неплохие учебники. И, что еще важнее, появился новый подход к тому, как отбирать книги для наших школьников.
В нынешнем федеральном перечне этих книг - более тысячи. Все они прошли экспертизу Российской академии образования и Российской академии наук. Такая экспертиза проводится уже третий год. Всего на нынешнюю издательства представили 437 книг - "кандидатов" в учебники. Причем некоторым приходилось делать несколько "заходов", так как их отправляли на доработку. Однако вполне вероятно, что в будущем такой возможности у издательств уже не будет. Андрей Фурсенко выступает за то, чтобы ужесточить требования к выпускаемым учебникам. По его мнению, ситуация, когда за раз авторы учебников и издательства делают по 4-5 попыток пройти экспертизу, ненормальна. Ведь когда абитуриент проваливает экзамен, он не бежит сразу сдавать его второй раз, а приходит на следующий год, провел аналогию министр. С учебниками та же история.
Кстати, в правительстве уже готовится и постановление, регулирующее допуск издательств к созданию учебной литературы.
"Речь не идет о том, что будет создан узкий список, - сказал Фурсенко. - Но качество издаваемой учебной литературы самое разное и огромное количество ошибок в учебниках в массе случаев - результат плохой работы издательств".