28.12.2007 02:00
Культура

В театре Et cetera представили "451 градус по Фаренгейту"

К своему пятнадцатилетию театр показал "451 градус по Фаренгейту"
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4556)
Читать на сайте RG.RU
Предвкушение этой последней крупной предновогодней премьеры было волнующим.

Мрачная футуристическая фантазия Рея Брэдбери "451 по Фаренгейту" рассказывает о мире, в котором главная каста страны - пожарники - существует только для того, чтобы находить и сжигать книги, где "топ-менеджеры" давно поняли, что власть телевизионного изображения, рекламы и консюмеризма - философии потребительского счастья - позволяет проделывать с человеческим сознанием любые манипуляции.

Предложив повесть Брэдбери для одного из самых обласканных московских театров, Адольф Шапиро рисковал - лишь за несколько последних лет ее тема из футуристического ужастика превратилась в привычную реальность. Оттого среди главных своих задач в Петербургском ТЮЗе, которым он руководит с нынешнего сезона, Шапиро называет "противостояние агрессии массовой культуры".

Оттого, быть может, в его новом спектакле в Et cetera нет никаких полутонов.

Главного героя, который переживает кризис осознания, пожарника Монтега играет художественный руководитель эстонского Линна-театра (в котором Шапиро с таким наслаждением работает в последние годы) Эльмо Нюганен - простоватый, похожий на крестьянина, с сильным и диковатым темпераментом. Здесь он совсем не похож на себя самого, когда-то тонко и нежно игравшего чеховского Платонова. Даже его лирический дуэт с Девушкой (Марина Скосырева), которая открывает ему глаза на изуродованный "пожарниками" мир, - сделан резко, почти плакатно. И лишь тонкий луч света, сопровождающий в глубине кулисы ее прощальный поворот головы, заставляет на секунду сжаться сердце.

В остальном - в блестяще-гламурных стеклярусных платьях на жениных подругах, в телевизионном глянце трех огромных экранов, в металлическом блеске пожарных костюмов и шлангов, наконец, в грубости сценарных ходов - Шапиро явно решил сыграть на поле противника, вступив в соревнование с создателями "Ночного дозора". Кстати, силы зла у него - как и у Тимура Бекмамбетова - представляет Виктор Вержбицкий. Он играет жесткого, циничного и умного Битти - начальника пожарного, а заодно и идеологического отдела фантастического государства, в котором до ужаса все похоже на наше.

Контраст этому гламурному стилю составляет меланхолически-мудрый Сергей Дрейден, актер уникальной природы, обладатель органного диапазона чувств. Его старый еврейский профессор Фабер, запуганный книжник, из тех, кто позволил "пожарникам" спалить мозги и чувства своих сограждан, неотразимо действует на публику своим странным магнетизмом. Но ведь Шапиро и его использует здесь как краску, как особую интонацию - не более того...

Театр