Уходящий год выдался для Виталия Осошника, художественного руководителя известной не только в России, но и за ее пределами детской эстрадной студии "Волшебники двора", урожайным на награды. Не так давно ему присвоили звание заслуженного работника культуры России, а на минувшей неделе он стал лауреатом премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства.
Осошник, сам прошедший школу детского творчества, руководит "Волшебниками двора" (его, наверное, можно назвать "главным волшебником" Воронежа) с юных лет. Его подопечные 72 раза становились лауреатами всероссийских и международных конкурсов. А под занавес года Виталий Осошник стал гостем "делового завтрака" в Черноземном представительстве "Российской газеты".
Российская газета: Виталий Иванович, если смотреть со стороны, то последние годы для "волшебников" промчались как череда блистательных побед - в Лос-Анджелесе летом 2005 года на Всемирной олимпиаде талантов, осенью того же года выступление на Евровидении - воронежцы вошли в десятку лучших и тем самым открыли дорогу России на всемирно известный детский конкурс. Затем - детский "Оскар" и признание лучшей зарубежной эстрадной группой, десятки наград на российских и международных конкурсах… Может, у вас есть свой секрет успеха?
Виталий Осошник: На самом деле никакого секрета у меня нет. У нас работа такая - делать людям праздник, чтобы всем было весело, хорошо. Как у всех артистов, у каждого из ребят есть своя роль. В применении к нам - песня. Найдем мы такую песню, которая понравится слушателям, споем правильно, значит, артист состоялся. И, судя по тому, как ребята со своей ролью справляются, можно говорить об успехе.
Мы учим ребят в первую очередь терпению, затем - труду. Не каждый ребенок выдержит гастроли, которые длятся по две недели. К тому же в нашей стране как-то так принято, что к детям-артистам другое отношение, чем ко взрослым. Считается, что дети могут подождать в коридоре, готовиться к выступлению в холодной гримерке. Они же не выставляют условия, как "большие" артисты, - просто этого не умеют делать. Хорошо, когда антрепренер порядочный попадается: тогда в нашей гримерке не переодевается еще шесть балетов, есть горячий чайник. У детей степень утомляемости не сразу проявляется. Они будут и второй, и третий, и десятый день работать, а когда порог утомляемости переступают, могут слечь. Конечно, до такой черты мы стараемся не доходить, но что делать, если перелет в Хабаровск, откуда мы недавно вернулись, длился девять часов, а в Лос-Анджелес, к примеру, - 26?
Кроме того, ребята еще и учатся, им после гастролей приходится догонять класс, делать все домашние задания за пропущенные дни. По-другому не получается. В 7 часов утра мы приходим на съемочную площадку, в два часа ночи уходим. Маша Пестунова ведет с Николаем Басковым "Субботний вечер" на Втором канале, Сева Тарасов сейчас занят в кросс-шоу на СТС, Владик Крутских на "Бибигоне" работает целый месяц - передача начинается с января. Все ребята при деле, с 12 лет с трудовыми книжками, получают официальную зарплату.
РГ: Вы не любите, когда "волшебников" называют шоу-группой. Почему?
Осошник: Что такое шоу? Это такое действо, когда на сцене 30 человек - танцовщиков, певцов, жонглеров, все крутится-вертится, декорации меняются, фейерверки, плазменные экраны. А группа из нескольких исполнителей к шоу никакого отношения не имеет. Тем более в детском творчестве. И зачем это слово - шоу? Есть русское слово концерт, представление, наконец.
РГ: Легко ли сегодня детскому коллективу работать и заниматься творчеством?
Осошник: Вспоминаю свое детство. Мы точно так же ездили на гастроли - то на Кубу, то в страны содружества, в "Орленок", "Артек", на различные конкурсы. Если исполнительское качество коллектива было очень высоким, то он представлял страну на всех уровнях. И ему помогали во всем - с ребятами занимались лучшие режиссеры, хореографы, музыканты, выделялись деньги на великолепные костюмы, на сами поездки, на запись саунд трека в опять же в лучшей студии. Так отчего бы не творить! Была поддержка на государственном уровне. Сегодня же не самая лучшая студия берет за запись одного трека от 35 тысяч рублей. Для того, чтобы записать только музыку! Потом нужно сделать постановку, одеть детей и показать. А чтобы попасть на приличную площадку неизвестному коллективу, надо прилично заплатить. Из этого вытекает ответ на вопрос, почему детское творчество, допустим, даже в Москве, умирает.
РГ: И что имеем в результате?
Осошник: Когда начинается отборочный тур, кого послать на детское Евровидение, то выясняется, что некого. Во всех крупных московских группах - "Непоседы", "Домисольки" - талантливые художественные руководители, но они вынуждены переходить на платную основу. 200, 600, 800 евро брать с родителей в месяц для того, чтобы заплатить за аренду помещения, за свет, воду, уборщиц, на зарплату преподавателей. К сожалению, творчеством сегодня могут заниматься только те дети, семьи которых достаточно обеспечены. А из своего опыта знаю, что из них очень редко попадаются те, кто готов много трудиться.
Мы держимся только за счет того, что живем в Воронеже, а это провинциальный город. И нас поддерживают руководители систем образования и культуры - и городское, и областное управления, за что я им очень благодарен, и руководителям, и рядовым сотрудникам. Но и в Воронеже осталось немного бесплатных эстрадных коллективов. Государство финансирует самую главную статью - заработную плату преподавателей, и мы не переходим на платные услуги, что было бы крайне нежелательно. Имеем возможность отбирать и принимать в студию талантливых детей.
РГ: Детей с прекрасными вокальными данными и абсолютным музыкальным слухом в стране немало, а на слуху всего лишь 3-4 группы…
Осошник: В Интернете есть крупный международный сайт о поющих детях. На форуме идет интересное обсуждение этой темы. Представлено немало российских студий из разных краев и городов. Вы удивитесь - только в Воронеже около 70 детских эстрадных коллективов, в России - тысячи, наверное. А на слуху - группа "Робинзоны" из уральского Ишима, наши "Волшебники двора", столичные "Непоседы", сестры Толмачевы из Курска - вот и все. Почему именно они? Да потому, что песни нравятся! Для артистов репертуар - главное.
РГ: Как можно записать ребенка в эстрадную студию? Этот вопрос задала наша читательница из Воронежа Елена Козырева.
Осошник: Приходите в любой день, поднимайтесь на второй этаж Дворца детей и юношества, смотрите расписание. Но ребенку обязательно должно быть не больше 5-6 лет. Если есть музыкальный слух, чувство ритма и малыш внешне приятен, то он поступает к нам на один год. После мы смотрим, есть ли прогресс. Среди девочек выбор очень строгий - они должны быть просто потрясающими с идеальными слуховыми данными, красивыми, харизматичными. Распознать таких легко.
РГ: По каким признакам?
Осошник: Артист в первую очередь должен быть личностью. Не таким, как все остальные, привлекать окружающих своей необычностью - манерой разговора, образом мысли, нестандартными ходами в поведении. Почему этот состав "Волшебников" востребован - потому что они все личности. Ребят в студии было много, они точно так же пели, но были обычными - и не запомнились. Могут вести праздники, вечера, но не станут большими артистами. К примеру, почему Машу Пестунову выбрали из тысяч девчонок страны? Да потому что второй такой нет. Она за полчаса учит тексты на 60 листов и тут же их выдает дословно. Один из "вечеров" был построен на "Евгении Онегине". Николай Басков исполнил арию. Маша учится в 5 классе и не читала роман. Не знает действующих лиц и коллизий. Но легко находила решение, участвовала в разговоре, импровизировала, шутила в рамках темы - и делала это весело, жизнерадостно. Ее передача не снимается с суфлерами. Тексты либо запоминаются на ходу, либо надо импровизировать. У Севы Тарасова другое шоу - скетч-вариант, нечто среднее между "Камеди-клабом", КВН, программой "Ералаш" и элементами "Утренней звезды", когда на сцене ряд ведущих -участников. От них требуются певческие данные, умение танцевать, перевоплощаться, играть хорошего, доброго, умного, дурака - кого угодно. Это трудно, но Сева справляется.
РГ: Можно считать, что ребята сегодня формируют свое будущее?
Осошник: На самом деле сказать об этом трудно, как сложится судьба. Одно точно - это не "звездные" дети. Они - другие, очень занятые, немного оторванные от реальности. Когда им исполняется 15 лет, родители перестают их водить в студию за руку, и наступает момент выбора, что главнее - идти на занятие, тратить все свободное время на репетиции и поездки или погулять с друзьями, развлечься. Так и бывает - одни уходят, другие остаются.
РГ: А каким образом формируется репертуар "Волшебников"? Большинство песен - ваши или для вас специально пишут поэты и композиторы?
Осошник: С приходом Интернета стало легче. Со всей страны мы получаем огромное количество материала. Музыку реже. С лирикой большая проблема. Это непросто - написать текст для 13-летнего ребенка, который был бы адекватно воспринят и ровесниками, и родителями. В последнее время несколько песен написали для нас столичные авторы Ким Брейтбург, Женя Орлов. Взяли его "Пеппи - длинный чулок". Это песня для Маши Пестуновой, она подходит ей, девочке с рыжими хвостиками. Получился задорный рок-н-ролл. Интересны воронежские авторы - Даниил Никольский, Стас Минаков. И наши ребята тоже творят: Оксана Войтович показала очень неплохую песню, мы ее запишем. Денис Узков начал писать, Ваня Орехов - выпускник студии, ведущий ТНТ в Воронеже, работает для нас.
РГ: Альбомов много выпустили?
Осошник: Альбомов всего четыре. А в этом году вышло 16 пластинок (в основном - сборники), которые разошлись шестимиллионным тиражом.
РГ: На прошлой неделе вы получили премию ЦФО в номинации литературы и искусства - за детский музыкальный репертуар в 2006-2007 годах. Расскажите, как это проходило.
Осошник: У нас так: я и ребята неразделимы. И премия эта - наша, общая. Ребята там исполнили свои песни, мы получили массу теплых отзывов и приглашений. Кстати, меня порадовало обилие чиновников на церемонии. Я это к тому, что культура может расцветать только там, где власть заботится об артистах.