10.01.2008 06:00
Власть

Госдума рассмотрит 40 законов в первую очередь

Депутаты собираются рассмотреть около шестисот законопроектов в весеннюю сессию
Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4558)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня у депутатов Госдумы пятого созыва первый полноценный рабочий день в новом году.

Во фракциях будут определяться приоритетные законы, Совет палаты уточнит повестку пленарного заседания, с которого 11 января и начнется весенняя сессия Госдумы.

На этом заседании депутатам предстоит утвердить примерную программу законопроектной работы. Как сообщил спикер нижней палаты Борис Грызлов, в программе более 600 законопроектов, рекомендованных комитетами к рассмотрению. Около сорока из них будут рассматриваться в приоритетном порядке.

"Считаю, что особое внимание необходимо обратить на законопроекты, уже принятые в первом и втором чтениях, - заявил Грызлов. - Таких законопроектов немало. Среди них: законопроекты о профессиональных пенсионных системах, о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений, об опеке и попечительстве".

Безусловно, в первоочередном порядке, по словам спикера, будут приняты законы, реализующие инициативу президента России Владимира Путина о повышении заработной платы работникам бюджетных отраслей и военнослужащим уже с 1 февраля 2008 года. Борис Грызлов убежден, что изменения в перечне и структуре комитетов Государственной Думы пятого созыва позволят повысить качество думской работы.

Законотворческие инициативы не иссякали и во время новогодних каникул. Внесли в Госдуму несколько международных соглашений на ратификацию президент и правительство, поспешили оформить свои идеи сенаторы, немало законопроектов поступило из российских регионов.

Неожиданной законотворческой инициативой заявила о себе думская фракция "Справедливая Россия". Вчера "справороссы" внесли в Госдуму проект закона, который предполагает создание в России центров исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий. Каждому экс-президенту - по центру.

Подобные структуры, как утверждают авторы законопроекта, созданы и успешно функционируют в других странах мира - например, в США. У нас же до сих пор все ограничивалось фондами. Самый популярный из них - Фонд первого советского президента Михаила Горбачева.

Однако, по мнению "справороссов", фонды не могут в полной мере распорядиться тем политическим капиталом, который нажит уходящим со своего поста президентом.

"Институт президентства занимает одно из центральных мест в общественно-политической жизни нашей страны. Деятельность президента Российской Федерации приводит к формированию целого пласта документов, материалов и вещей различного рода, имеющих социальное и историческое значение, - объясняют законодатели свою идею. - После прекращения президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий эти документы, материалы и вещи становятся его наследием, сохранение и изучение которого способствует пониманию исторического пути развития России, ее места в современном мире, условий формирования и развития российской государственности, особенностей Российской Федерации как президентской республики". Центры как раз и будут заниматься исследованием этого наследия, а также анализом перспектив дальнейшего развития России, взаимодействия органов государственной власти с гражданами и организациями. Каждый новый российский президент должен задуматься о создании такого центра заранее, уже через год после начала своих полномочий, согласно законопроекту, он дает указания своей администрации, чтобы она начинала собирать будущее президентское наследие. Администрация президента Российской Федерации потом принимает решение о создании центра по согласованию с президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий. У центра будет попечительский совет во главе с экс-президентом. Членами этого совета могут стать и наследники экс-президента.

Финансовой основой деятельности центров станет имущество, передаваемое центрам при их создании, и средства, ежегодно выделяемые из федерального бюджета. Ежегодное финансовое обеспечение текущих расходов на поддержание деятельности центра предполагается в размере 122,5 млн рублей. Всего же авторы законопроекта предлагают выделять из госказны 1 млрд 225 млн рублей. Не исключены и дополнительные источники финансирования деятельности центров: доходы от собственной деятельности, пожертвования. Однако ни органы исполнительной власти, ни местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность центра и контролировать его. В центре формируется музейная коллекция, архив и библиотека - за счет документов, материалов и вещей, переданных центру администрацией президента, правительством, самим экс-президентом, а также за счет документов, материалов и вещей, самостоятельно приобретенных центром. При этом библиотека центра, по замыслу "справороссов", должна быть общедоступной, а музейная коллекция и архив центра подлежат включению в Музейный фонд Российской Федерации и Архивный фонд Российской Федерации.

Но, судя по законопроекту, россияне не могут рассчитывать на то, что у них в скором времени появится центр Ельцина - поскольку с ним уже нельзя согласовать его создание, и даже центр Путина - поскольку в 2001 году он не сделал соответствующего распоряжения администрации. Возможно, авторы законопроекта заметят этот пробел и исправят его.

Госуправление Госдума