10.01.2008 02:10
Общество

В селах Ивановской области буксует реформа здравоохранения

У властей, медиков и пациентов Ивановской области разные взгляды на реформу медпунктов на селе
Текст:  Сергей Ветошкин (Ивановская область)
Российская газета - Верхняя Волга: №0 (4558)
Читать на сайте RG.RU

В сельских районах области в минувшем году открылись первые десять офисов врача общей практики. Стала ли от этого медицина ближе людям, выяснял корреспондент "РГ".

Обсуждая на последнем в ушедшем году заседании итоги работы в сфере здравоохранения, члены Ивановского областного правительства этот факт отнесли к числу несомненных достижений. А вот жители Верхнеландеховского района все больше склоняются к мнению, что никакое это не достижение, а скорее наоборот.

За всю свою многовековую историю село Мыт не видало такого большого скопления начальства, как в день открытия там офиса врача общей практики. Да и событие, право слово, стоило того.

Потратив почти два миллиона рублей, строители превратили обшарпанное здание бывшей амбулатории в шикарное помещение с евроотделкой и пластиковыми окнами. Восемь медицинских кабинетов. Своя лаборатория. Физиопроцедуры. Своя машина скорой помощи.

- Вот повезло нам, старикам, на склоне лет! - восхищенно крутили головами ветераны.

Прошел, однако, месяц октябрь. За ним ноябрь с декабрем. А медицина в этом крупном селе с населением в 1100 человек так и продолжает функционировать в режиме фельдшерско-акушерского пункта (ФАПа) со старым, как мир, реквизитом - шприц, стетоскоп да градусник. А заболел чем серьезным или нужно лекарств купить - милости просим в райцентр за 20 с лишним километров.

- А он и не должен был функционировать до 1 января! - с горячностью отреагировал на недоуменные вопросы корреспондента "РГ" глава районной администрации Николай Жуков. - Смету расходов и зарплату еще только рассчитываем. А вот приедете вы в мытский офис после Рождества - будет там и доктор, и лаборант, и "Газель" повышенной проходимости. Получил автомобили район по нацпроекту "Здоровье".

В отличие от районного главы его коллега в Мытском сельском поселении Александр Худяков особого оптимизма не излучал.

- Со штатами офиса неясность до сих пор, - объяснил он причины беспокойства. - То ли увольняем мы двух медсестер, прежде работавших в ФАПах, то ли нет. Обещали при офисе открыть аптеку - нет, по-прежнему придется за лекарствами мотаться в Верхний Ландех. То же самое - с зубным врачом.

И даже обещанное прибытие в Мыт "Газели" сельскую власть греет не очень.

- У нас из двух десятков населенных пунктов, - говорит Худяков, - только пять-шесть имеют проезжие дороги. Остальные раньше обслуживали ФАПы в Князькове и Криковской - зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком. А что теперь?

А теперь, с ликвидацией ФАПо­в, не только, как раньше, островная деревенька Гоголи с ее двенадцатью обитателями- робинзонами оказалась полностью отрезанной от медицинских (и всех остальных) услуг, а считай, две сотни сельчан, для большинства из которых пешая прогулка до офиса в Мыту даже в летнюю сухую пору - мечта несбыточная.

Вот уж кто был готов носить на руках Алевтину Блинникову и Наталью Железцову, фельдшериц из Князькова и Криковской. А вся благодарность им теперь за многолетнюю заботу о немощных - уведомление о расчете.

Нет, власти Верхнеландеховского района всеми правдами и неправдами боролись за сохранение ФАПов все последние годы. Они вон даже в деревне Старилово фельдшерский пункт до сих пор не закрывают, хотя и была жесткая команда из Иванова - всех замкнуть на мытский офис.

А вот в других поселениях района, как с горечью поведал тот же Николай Жуков, прошла перекройка зон обслуживания по нормативу 300 человек на ФАП. Их количество, таким образом, уменьшится с 1 января до шести (было 11). Но и это еще, как говорят, не вечер.

С минувшего года Росздравнадзор стал требовать, как известно, отдельную лицензию на каждый ФАП (раньше они проходили эту процедуру общим списком с ЦРБ, в структуру которой входят). Без приведения этих ветхих избушек хотя бы к минимальным нормам санитарии и противопожарной безопасности грозятся, несмотря ни на что, деятельность ФАПов прекращать...

Так вот, из шести остающихся в Верхнеландеховском районе ФАПов к новому году ни один лицензии не продлил, хотя этот срок Росздравнадзором был определен как крайний. А по всей Ивановской области таких вот не прошедших лицензирования пунктов полторы сотни - половина имеющихся.

Собственно, и эту программу строительства офисов врача общей практики власти региона потому и составили, чтобы хоть как-то компенсировать волну закрытия ФАПов на селе. Но, не успев появиться, и она, эта программа, как-то быстро-быстро стала "усыхать".

Поначалу в нее записали 34 офиса, из которых 14 должны были открыться в 2007 году. На самом же деле открылось 10. А 18 миллионов рублей года прошедшего в программе 2008-го скукожились до пяти, хотя открыть намечается офисов не меньше, в том числе и выстроенных с нуля. Как это властям удастся, если только один офис врача общей практики в поселке Озерный обошелся бюджету в 6,5 миллиона? Вопрос из разряда безответных. Зато счет количеству закрываемых ФАПов уже пошел на десятки. Село вообще остается без медицинской помощи.

Кстати, в том же селе Мыт еще в 2002 году имелась приличная участковая больница с собственной котельной. Ее передали на баланс собеса под приют для одиноких деревенских стариков. Дело благое. Но к множеству других головных болей с помпой открытого, но так и не начавшего работать офиса врача общей практики там добавился еще двухлетний непогашенный долг ФАПа за отопление.

Откуда взять на это деньги - глава поселенческой администрации не знает.

Здоровье Ивановская область Центральная Россия