Дарить книгам вторую жизнь - у жительницы Троицка Галины Зариповой вторая специальность. Сколько изданий отреставрировала умелица, теперь уже и не подсчитать.
Человек, решившийся дать вторую жизнь книге, обязательно должен сам любить чтение. Галина Зарипова как раз из тех людей.
- Не могу сказать, что у меня дома большая библиотека, но почетное место занимают произведения любимых авторов: Джудит Макнот, Сидни Шелдон, Беатрис Смолл, Кристин Григ, - говорит Галина Михайловна. - Все время стараюсь пополнять личную библиотеку. Иногда на рынке приобретаю старые книги и получаю от этого двойную радость. Прочитаю, а потом придам ей такой вид, какой мне хочется.
Работа переплетчицы стала для Галины Зариповой второй специальностью, основное же место ее работы - городской "Водоканал". Хорошо помнит Галина Михайловна и первую книгу, что изготовила своими руками еще в детстве.
- Жили мы небогато, денег не хватало, вот я и решила сделать книгу из скопившихся номеров "Пионерской правды". - Прошила страницы, приладила переплет, получилось, конечно, не так красиво, как хотелось. Первый опыт позволил и в дальнейшем делать подборки из журналов.
Непросто освоить профессию "книжкиного доктора": переплетчики, как правило, секретов своих не выдают. Но страшно подумать, сколько книг было бы уничтожено, если б Галина Михайловна упорством и трудом не достигла желаемого. Сейчас она может переплести любой экземпляр, облагородить диссертацию, дипломную работу. Приходилось ей переплетать в библиотеках учебные пособия, документы.
За помощью обращаются в основном небогатые люди, которым новая книга иногда не по карману. Зачастую это преподаватели, они долгое время пользуются одной и той же литературой, иногда снимают копии редких книг в библиотеке и просят их сшить. Случается, книга - память о комто - пообтрепалась, хранить ее в таком виде невозможно, а выбросить рука не поднимется.
Побывал в ее руках и уникальный экземпляр, которому более ста лет. Заказчице самой 55 лет, а церковное издание досталось ей от бабушки. Листы ветхие, буквально рассыпались, и, что недопустимо, прежде для них использовали канцелярский клей, от которого остаются следы. Фолиант очень толстый, страницы не пронумерованы, а отмечены буквами. Труд был огромный. Пришлось обращаться за помощью в женский монастырь к матушкеигуменье и делать ксерокопию подстрочника. Собирали по два листочка и только затем сшивали. У книги были большие поля, что позволило сделать аккуратную обрезку и придать раритету надлежащий облик.
Не сразу поверишь, что том с твердыми корочками и роскошным переплетом еще недавно имел мягкую обтрепавшуюся обложку. Фотографии для книги вырезаны из календаря, в форзац вклеены обычные обои, а внешней отделкой стала золотая обводка, снятая с винных бутылок.
Чтобы привести книгу в подобающий вид, уходит много времени - неделя, а то и больше. Галина Михайловна шлифует свое мастерство, экспериментирует с кожзаменителем, цветной бумагой, а недостающие страницы просит знакомых набрать на компьютере. Есть у книжного модельера и свой стиль: Галина Зарипова наряжает любовные романы в яркие обложки, серьезные - в бумвинил. Не так давно умелица нашла схему станка для тиснения букв, но соорудить его пока не смогла.
• Инструменты переплетчика - дрель, переплетный станок, игла, нить, пресс, станок для резки бумаги.
• Книжные листы с жирными пятнами надо немедленно удалить, заменив их ксерокопиями, иначе пятна "поплывут" на соседние листы.
• Обложку можно изготовить из любого материала и покрыть для надежности термопленкой.
• Фамилию и имя автора выложить вырезанными из цветной бумаги буквами.
• На форзацы годятся любые обои, но особенно хороши виниловые или шелкография. Кофтальчиком для переплета может послужить обычная тесьма, а в особых случаях и декоративная: серебряная и золотая.