10.01.2008 03:00
Власть

Союзное госудаство: итоги 2007 и планы на 2008

Текст:  Владимир Бибиков
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (341)
Читать на сайте RG.RU
2007 год для Союзного государства завершился динамично. На заседании Высшего Госсовета своевременно утвержден союзный бюджет, Беларусь получила от России полуторамиллиардный кредит, приняты новые союзные программы... Как эффективнее распорядиться этим потенциалом в году наступившем, какие шаги необходимо предпринять для его наращивания? С этими вопросами в первые дни нового года корреспондент "СОЮЗа" обратился к известным в Беларуси и России людям, активно участвующим в укреплении союзных отношений.

Вадим Попов, председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси, первый заместитель председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России:

- Решительность в политике необходима, но она должна совмещаться с прагматичным расчетом и осмотрительностью, чтобы не навредить в вопросах, затрагивающих коренные интересы государств и народов. Лишь в этом случае можно ожидать задуманного результата. Не прояви именно такой решительности лидеры Беларуси и России еще на заре создания "союза двух", его строительство до сих пор не продвинулось бы дальше нулевого цикла. Не было бы взаимного товарооборота, выросшего с 1999 года в 3,9 раза (примерно до 25 миллиардов долларов), союзного бюджета, многопрофильного комплекса союзных программ, соглашений о равных гарантиях граждан на социальное обеспечение, место жительства и других, унификации 90 процентов таможенных документов и вообще достигнутого уровня взаимовыгодного сотрудничества. Тем более не появились бы действующие органы Союзного государства: Высший Государственный Совет, Совет Министров, Постоянный Комитет, Парламентское Собрание. Считаю абсолютно бесперспективным поиск волшебной кнопки, нажатие на которую в одночасье решило бы все интеграционные проблемы. Их надо преодолевать поэтапно, последовательно и усердно, но без искусственного форсирования, в контексте разумной сбалансированности национальных и общесоюзных интересов, с учетом взаимной готовности и заинтересованности. С таким подходом они и решаются. Яркий пример - результаты недавних заседаний Высшего Госсовета и Совета Министров Союзного государства. Разве не в таких конкретных шагах воплощается решимость президентов Александра Лукашенко и Владимира Путина, политической элиты наших стран к ускорению интеграционного процесса? Конечно, общую политику Союзного государства в хозяйственных, торговых, таможенных, кредитно-денежных и иных отношениях, а также в международных делах необходимо вырабатывать более активно. Как и конституционную основу союзного устройства. Это вряд ли кто-либо подвергает сомнению. В наступившем году, в частности, предстоит проанализировать эффективность формирования и исполнения бюджета Союзного государства, рассмотреть и по возможности разрешить проблемы формирования и управления его собственностью. Над этими и другими ключевыми вопросами будет работать Парламентское Собрание.

Петр Витязь, первый заместитель председателя президиума Национальной академии наук Беларуси:

- Для Беларуси сотрудничество с Россией, ее научным потенциалом было, есть и будет приоритетом. Оно не только обеспечивает экономическую выгоду, но, что главное, дает возможность поднять на новый уровень совместные научные разработки. Для этих целей РАН и НАНБ создали межакадемический научно-технический совет, в котором на равных представлен и Постоянный Комитет Союзного государства. Это позволяет акцентировать совместные усилия на наиболее важных задачах. К сожалению, считаю, не в полной мере удалось использовать возможности этого совета с точки зрения экспертизы проектов, выполнения аналитических прогнозов. Этот потенциал академий надо реализовать полнее. Тем более что совместно сделано немало. Это прежде всего касается суперкомпьютеров в комплексе с программным обеспечением, с чем сейчас мы выходим на рынки третьих стран. Это совместная космическая программа. Это создание трансгенных животных с геном человека, что открывает новые возможности в медицине, фармакологии, производстве продуктов питания. Много совместных задач удачно решается в области машино- и приборостроения, электроники. Но еще больше предстоит сделать. Поэтому следует обеспечить четкую кооперацию, специализацию ряда научных организаций и производственных предприятий наших стран. Немаловажный вопрос - совместная подготовка кадров в российской и белорусской высшей школе с учетом развития науки и технологий. Для этого действуют несколько совместных университетов. Приятно осознавать, что изменилось отношение российских политиков, управленцев, промышленников к результатам научных исследований. Оно стало намного более заинтересованным в консолидации усилий наших стран. Думаю, опыт белорусско-российского научно-технического сотрудничества, в частности, по программам Союзного государства, приемлем и для других стран СНГ.

Владимир Гошин, заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси:

- Из того, что сделано и может служить основой для продвижения вперед, хочу отметить подписанное 29 июня прошлого года межправительственное соглашение о транзитном перемещении товаров по территории Беларуси и России. Этот документ, принятый, кстати, по инициативе нашей страны, один из важнейших в двусторонних отношениях. Он носит прорывной характер и позволяет значительно упростить перемещение грузов через границы Союзного государства. К нему могут присоединиться и другие страны.

В 2008 году хотелось бы видеть подписанными документы, развивающие итоги саммита глав государств Евразийского экономического сообщества, состоявшегося 6-7 ноября прошлого года в Душанбе. Имею в виду создание нормативно-правовой базы таможенного союза стран ЕврАзЭс, который строится на трех китах: единые правила перемещения товаров, то есть единые ставки пошлин, тарифов и нетарифные ограничения; объективное распределение среди государств союза таможенных платежей; создание единого таможенного законодательства. Эти цели будут отражены в документах, которые предполагается подписать уже в недалекой перспективе. Надеюсь, соглашения воплотятся в жизнь. Это обеспечит свободное перемещение товаров, выпущенных в обращение на территории наших стран, в рамках таможенного союза. То есть с белорусско-российской границы исчезнут так называемые пункты регистрации и другие препятствия, что обеспечит резкий рост товарооборота между нашими странами.

Михаил Финберг, директор, художественный руководитель Национального оркестра симфонической и эстрадной музыки Беларуси, лауреат премии Союзного государства:

- Я со своим коллективом в любые времена, образно говоря, был с Россией, а она - со мной. 38 программ исполнили мы в Москве, последняя из них продолжалась 5 часов. Эти совместные проекты создавались с участием ведущих российских исполнителей, таких, как Иосиф Кобзон. С помощью искусства я и дальше намерен содействовать развитию Союзного государства. С одной стороны, прилагая максимум усилий для популяризации в России творчества наиболее талантливых белорусских композиторов и поэтов, с другой - с должным уважением относясь к деятельности российских исполнителей. Это можно сделать, лишь реализуя новые совместные проекты. Один из них планирую показать на очередном "Славянском базаре в Витебске". Это будет концерт под названием "Россия - Беларусь", посвященный идее Союзного государства.

Внешняя политика