10.01.2008 02:00
Общество

В России на 400 тысяч детей с нарушениями слуха приходится всего 8 вузов

Может ли человек с нарушениями слуха получить институтский диплом?
Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4559)
Читать на сайте RG.RU
В России, по неофициальным данным, живут около 14 миллионов человек с различными нарушениями слуха.

Из них 300-400 тысяч - школьники. Подавляющее большинство слабослышащих и глухих детей может учиться не только в специальных, коррекционных школах, но даже в обычных, вместе со здоровыми сверстниками. Каждый десятый мечтает о высшем образовании. Вот только где его глухому получить?

Все начинается со школы

Московский центр образования N1406 (раньше это была школа для глухих) - один из лучших в стране. Сюда принимают старшеклассников, которые хотят получить полное среднее образование, обрести профессию или подготовиться к поступлению в вуз. В эту необычную школу приезжают дети со всех уголков России. Порой родители отдают последние копейки, чтобы снять жилье в Москве и выучить ребенка.

Директор центра Любовь Васина работает тут больше 20 лет. Она когда-то закончила Бауманку, была успешным инженером-программистом и в школу пришла, можно сказать, случайно. Помнит, как впервые в коридоре увидела глухих малышей. Учительница-сурдопедагог здоровалась с каждым. А они изо всех сил старались как можно четче произнести: "Здр-а-а-ствуй-тэ!" "Видно было, как им тяжело это дается, - рассказывает Любовь Григорьевна, - я чуть не расплакалась. Но в школе осталась, потом получила педагогическое образование и сейчас без этой профессии не представляю жизни".

Центр предлагает 15 профессий, в том числе автомеханика, столяра, портного, художника, сурдопедагога.

В политехническом колледже N 9 и медицинском училище N 1 для глухих и слабослышащих создаются специальные группы. Есть и лицейские классы - они нацелены на подготовку ребят к поступлению в вуз. Но не везде таким абитуриентам рады.

"Альма-матер" выбирают

В прошлом году московский центр образования N1406 закончили 96 человек. Одна выпускница стала студенткой педуниверситета, еще трое поступили в Российский государственный социальный университет (РГСУ)Р, четыре человека стали студентами Бауманки.

В регионах со слабослышащими и глухими студентами работает четыре учебных заведения - Новосибирский технический, Челябинский, Владимирский госуниверситеты и Академия управления ТИСБИ в Казани.

Случается, конечно, что выпускники школ для слабослышащих поступают в другие вузы, но это большая редкость. К примеру, одна из учениц центра недавно стала студенткой академии печати. Проявили интерес к слабослышащим абитуриентам два спортивных вуза, хотят открыть на своей базе группы по подготовке тренеров. Хотелось бы надеяться, что это намерение осуществится.

В целом же вузы не хотят брать на себя ответственность за таких студентов, не желают тратиться на особое оборудование для аудиторий, обучать специальным методикам своих педагогов. Хотя, заметим, наша Конституция гарантирует всем россиянам равные права на образование. И не важно, как ты слышишь - хорошо или не очень, носишь слуховой аппарат или нет.

Говорите, вас слышат

Бауманка работает с глухими с 1934 года.

- Лишенный возможности слышать воспринимает мир иначе, он для него сужается и остается только в том виде, которое попадает в поле зрения, - говорит Александр Станевский, руководитель учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья МГТУ им. Баумана (ГУИМЦ). - Я могу определить глухого даже со спины: она всегда напряженная, походка никогда не бывает расслабленной, ведь человеку надо быть готовым к самым разным непредвиденным ситуациям. У глухого - иной внутренний мир, иное психическое состояние.

Сегодня в центре учатся 200 студентов из разных регионов России. Есть ребята из Челябинска, Перми, Кирова, Краснодара, Ставрополя, появился первый студент из Якутии. Много москвичей. Они, как правило, более подготовлены к поступлению, чем жители глубинки, и лучше говорят. Абсолютное большинство абитуриентов поступило в Бауманку через специальные довузовские программы. По ним работают в специальных школах, лицейских классах, на подготовительных курсах для инвалидов.

В 2007 году на первый курс ГУИМЦа поступили 44 человека, заявления подавали 75. Все те, кто не прошел по конкурсу, а он такой же, как для всех студентов Бауманки (то есть требования очень высокие), наверняка будут поступать сюда на будущий год.

В отдельных группах слабослышащие учатся только на первом курсе. Со второго их начинают подсаживать к первокурсникам с обычного потока. К концу третьего курса они, как правило, все занимаются вместе с второкурсниками массового потока. И так далее. Учатся они, в общей сложности, на год дольше, но это никого не пугает. Диплом дает шанс выжить в обществе, где господствуют рыночные отношения.

За десять последних лет все выпускники ГУИМЦа сумели найти себе работу. Большинство - по специальности, и разговор с работодателями обычно начинается с зарплаты в тысячу долларов.

4 вуза для миллионов

Чиновники от образования сейчас очень любят рассуждать об интеграции инвалидов. Дескать, людей с ограниченными способностями надо всячески впихивать в коллективы здоровых. Пусть учатся в обычных школах, вузах... Вот только государство должно проявлять особое внимание к обучению не вполне здоровых людей - выделать средства на оборудование школьных и вузовских аудиторий, методическую подготовку педагогов. Если сложно открыть специальные центры в учебных заведениях, может, есть смысл ввести квоты в вузах на прием слабослышащих абитуриентов? Вполне достаточно 5-7 мест на курс. А то как-то смешно получается - на 14 миллионов глухих, живущих в основном в российской провинции, всего четыре региональных вуза.

Образование Семья и дети