Современный студент прагматичен, немного ленив, предпочитает не сильно напрягаться во время учебы, не любит читать и выбирает себе друзей, ориентируясь на их оригинальность и успехи в учебе. К такому выводу пришли авторы социологического исследования, проведенного в вузах Ростовской области.
Чем живет нынешний студент, каковы его ценности, как влияют на него общество, система образования, семья и друзья? Эти и другие вопросы легли в основу социологического исследования "Социализация и воспитание студентов вузов", участие в котором приняли более трех тысяч учащихся высших учебных заведений Ростовской области.
Выяснилось, что 64 процента респондентов не жалеют о выборе профессии, нравится она каждому второму студенту. Только десятая часть учащихся сменила бы факультет, а 12 процентов опрошенных также и вуз. Половина студентов выбрала специальность для удовлетворения собственных интересов, более трети - из соображений престижа, остальные - по рекомендации родителей.
- Рыночный спрос на профессию, похоже, не играет значимой роли при ее выборе для большинства студентов, - рассказывает автор исследования, руководитель Центра социологических исследований Совета ректоров вузов Ростовской области Виктор Филоненко. - Только студенты строительного и технических вузов больше других уверены в востребованности своей профессии на рынке труда. Будущие педагоги не верят в престиж своей профессии и перспективы ее высокой оплаты. Видимо, поэтому большинство из них учатся для удовлетворения собственных интересов. Уверенность в своей профессиональной ориентации, ее престижности отличает студентов медицинского университета.
Как свидетельствуют материалы исследования, большая часть студентов учится без особого напряжения сил, 15 процентов и вовсе не стараются. Лишь каждый пятый отдается учебе полностью. При этом доминирующими мотивами являются получение добротных знаний и отношение к учебе как к своей обязанности. Эта мотивация подкрепляется в равных долях (до 30 процентов и более ответивших студентов) контролем над посещаемостью, уважением к преподавателям и желанием пообщаться с друзьями. Совсем немного студентов (14 и 12 процентов соответственно) мотивированы качеством проводимых занятий и живой творческой атмосферой на них. То есть учеба превратилась в повинность, которую надо исполнять. Этот вывод подтверждается тем, что личные взаимоотношения с преподавателями сложились только у 30 процентов учащихся. Для большинства это чисто формальные контакты в рамках учебного процесса. Большая часть вузовских педагогов, по мнению 80 процентов студентов, сосредоточена только на учебной программе. И эта оценка в чем-то совпадает с действительностью: каждому третьему преподавателю безразлично, какой аудитории читать лекцию.
Только 20 процентов студентов занимаются дополнительно вне стен альма-матер, четыре процента участвуют в работе общественных и политических организаций. Вопреки распространенному мнению, что ориентация на дружеское общение - характерная черта молодежи, в настоящее время прослеживается тенденция к интровертному, самостоятельному проведению свободного времени. Отсутствие групповой сплоченности подтверждается данными ответов на вопросы анкеты о наличии друзей, которые являются студентами той же группы. Таковые обнаружились только у каждого пятого, и примерно столько же обзавелись друзьями на факультете.
Причины расслоения в своей среде 80 процентов студентов не связывают с материальным положением, социальным статусом родителей или национальными различиями. Дифференциацию 62 процента респондентов объясняют несовпадением культурных интересов.
Среди троечников больше всего студентов, обучающихся на коммерческой основе, родители которых имеют низкий образовательный статус. Каждый третий из них приехал из сельской местности. Кстати, группа студентов-троечников чаще других связывает дальнейший жизненный выбор не с получаемой в вузе специальностью, а с поиском оплачиваемой работы и открытием собственного дела. Они меньше, чем остальные студенты, рассчитывают на "магию" диплома и успехи в учебе как залог успешной карьеры. Непонятно, является ли последнее сомнение причиной или следствием плохой учебы.
Девушки-студентки сегодня более успешны и целеустремленны, чем представители сильного пола. Они чаще, чем юноши, учатся с полной отдачей сил и достигают больших успехов: почти каждая пятая учится на "отлично", 40 процентов - на "хорошо и отлично" против, соответственно, 14 и 29 процентов парней. Они больше стремятся открыть собственное дело и задумываются о получении другой специальности после окончания вуза. Но есть и тревожный симптом, характеризующий наше время: все чаще слабая половина выбирает исконно мужские профессии. К примеру, если раньше на отделении "Сварочное производство" учились лишь три-четыре процента девушек, то сегодня их уже 68 процентов.
Образование родителей, особенно матери, оказывает существенное влияние на отношение к учебе, избранной профессии, "вписываемости" в социальную среду вуза и самочувствие в ней. Отстаивание позиции, диалог с преподавателем, собственные оценки больше характерны для тех студентов, образовательный уровень матерей которых выше.
Досуг более половины студенческой молодежи проводят дома, занимаются бытовыми проблемами, смотрят телевизор, видео, слушают музыку, читают книги. 42 процента опрошенных посещают дискотеки, ночные и спортивные клубы, театры и кино. Внизу шкалы привлекательности остались такие виды деятельности, как общественная работа, посещение музеев и выставок, клубы по интересам.
Учащиеся коммерческих отделений чаще, чем другие, посвящают свободное время развлечениям (клубы, дискотеки, спортклубы, кино, компьютер) и меньше занимаются дополнительно, участвуют в кружках по интересам, посвящают время домашнему хозяйству и личному хобби.
- Наши студенты не злые и не агрессивные, как считают многие, но они не законопослушные и аполитичные, - говорит Виктор Филоненко. - Они спокойно относятся к фактам злоупотребления другими спиртных напитков и курения, хотя сами, по их словам, не курят (68 процентов опрошенных), половина из них редко употребляет спиртные напитки. В то же время идея здорового образа жизни среди них непопулярна, все они легкомысленно относятся к своему здоровью.
Чем собираются заниматься студенты по окончании учебы?
- Лишь 20 процентов нынешних студентов собираются работать по выбранной специальности. Получается, что мы даем общее профессиональное, а не специальное образование, - считает Филоненко. - Налицо прагматическое отношение к вузовскому обучению, но недостаточное понимание значения развития личности, поверхностное восприятие содержания профессии может в дальнейшем обострить у этих молодых людей конфликт между ожиданиями, связанными со статусной ролью высшего образования, и содержанием квалифицированного труда специалиста.