12.01.2008 03:59
Экономика

Дмитрий Медведев призвал активизировать переговоры с Норвегией по определению морских владений

Дмитрий Медведев приехал к калининградским рыбакам
Текст:  Пьер Сидибе
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4561)
Читать на сайте RG.RU
"Экипаж "Капитана Моргуна" приветствует Дмитрия Анатольевича Медведева. Добро пожаловать на борт!" - такими словами рыбаки встретили первого вице-премьера, прибывшего вчера с рабочей поездкой в Мурманский порт.

Накануне Медведев обозревал просторы Балтийского моря с калининградской земли, на которой он занимался проблемами жилья для армии и животноводства. В пятницу же куратор нацпроектов из окна кают-компании "Капитана Моргуна" видел уже Баренцево море и говорил о рыбной отрасли.

Наверное, первого зампреда правительства удивило то, что рыбаки не стали жаловаться на низкие зарплаты. Они у них даже по московским меркам большие - 30 - 40 тысяч рублей. А вот на 5-6 тысяч рублей прожить сложно, тем более в Мурманске, поэтому рыбаки попросили Медведева подумать об увеличении морской пенсии. По словам Медведева, сегодня необходимо менять всю пенсионную систему, ибо она находится в "крайне неудовлетворительном состоянии". И Медведев пообещал, что в ближайшее время власть займется решением этой проблемы. Кроме того, первый зампред не стал возражать и против приравнивания трех лет работы на промысловых судах к году службы в армии. "Эти проблемы решаются значительно проще, то же касается и кадров", - подчеркнул Медведев. Он призвал региональные власти и руководства рыбных вузов и техникумов в договоре о приеме на учебу указывать пункт об обязательной отработке на российском траулере. Ведь многие выпускники по окончании профильных учебных заведений уезжают работать на норвежские суда.

Однако все эти проблемы оказались несколько в тени жаркой дискуссии относительно прав российских рыбаков. Дело в том, что согласно Парижскому меморандуму 1920 года Норвегия "покрыла" двухсотмильную зону в районе Шпицбергена своими законами и, соответственно, береговой охраной. Между тем Россия до сих пор не признает договор 90-летней давности, поэтому то и дело появляются новости об аресте очередного российского рыболовецкого судна. "Очень много проблем с норвежцами, - рассказывает капитан Владимир Войтих. - Они часто демонстрируют военную силу. А вот присутствие наших боевых единиц могло бы защитить нас".

- В советское время, когда было больше нашего вооружения, норвежцы вели себя приличнее? - поинтересовался Медведев.

- Конечно, мы ходили во всех мировых водах и всегда чувствовали защиту, так как наши корабли и подводные лодки были повсюду. А сейчас нас не боятся и не уважают, - ответил капитан.

- То, что нас не боятся, - это не главное. Уважать обязаны! - сказал Медведев.

По словам главы Госкомрыболовства Андрея Крайнего, норвежская береговая охрана нередко проигрывает в судах дела об аресте российских судов. Хотя последним от этого не легче - сутки простоя выливаются в потери 120 тонн рыбы. Впрочем, объяснение причин внутренних проблем наличием внешних врагов стало в последнее время явлением традиционным, хотя и быстро опровергаемым. Ведь у российской рыбной отрасли практически полностью отсутствует своя береговая охрана. В итоге норвежцы рассуждают так: раз вы не охраняете рыбные запасы, мы будем беречь их. И Дмитрий Медведев заявил, что необходимо интенсифицировать переговоры с Норвегией по определению морских владений. Реакция норвежцев не заставила себя ждать - посольство этой страны в Москве приветствовало такую постановку вопроса.

"Нужно возрождать военно-морской флот и флот в целом. Наши корабли не присутствуют в спорных районах, потому что их нет. А они должны там быть, чтобы рыбакам помогать и чтобы мы наконец стали сильной морской державой", - убежден Дмитрий Медведев. Рыбаки в ответ поинтересовались у первого вице-премьера: "Когда начнем в море ходить на новых судах?" "Это вопрос вопросов", - отреагировал Медведев, добавив, что в бюджете текущего года запланированы деньги на лизинг, который будет на льготных условиях, что позволит создавать новые суда.

Зато у норвежцев можно многому поучиться. В частности, их промысловые траулеры проверяет всего один агент на предмет безопасности работы и качества рыбы и оформляет соответствующие документы. А на наши суда по очереди заявляются представители 22 инстанций. "Многие комиссии абсурдны и дублируют друг друга", - негодовали рыбаки. Тогда Медведев попросил руководителя Госкомрыболовства создать единый регламент: кто проверяет и по каким вопросам.

Жалоб на неудовлетворительное состояние отрасли было много, однако рыбаки нашли теплые слова в адрес властей. Они поблагодарили правительство за недавнее расширение квоты по вылову рыбы с одного года до 10 лет. Члены рыболовецкого судна рассказали, что каждая шестая российская рыба вылавливается именно мурманскими траулерами. А затем большая часть рыбы отправляется в Норвегию, где перерабатывается и вновь оказывается в России на прилавках магазинов.

Дмитрий Медведев решил собственными глазами взглянуть, что творится в продуктовых магазинах, и заехал в один из них. "Я читал, что горожане говорят о сильном преобладании норвежских рыбных товаров", - поделился первый вице-премьер с директором магазина. "Не объективно", - отрезал тот. Медведев подходил ко всем прилавкам и задавал один и тот же вопрос: "Это рыба наша?" И всегда получал утвердительный кивок директора. Однако бабушка в зеленой куртке и в меховой шапке была более скептична: "Здесь больше норвежской рыбы - без сомнения". На полках и правда была российская рыба, но практически вся она шла под норвежскими брендами.

Водный транспорт Регионы Товары и цены Мурманск Северо-Запад