15.01.2008 02:20
Культура

Юрий Богомолов: Телевизор в России по-прежнему больше, чем телевизор

Текст:  Юрий Богомолов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4562)
Читать на сайте RG.RU
Нашему телевидению в новогодние и рождественские праздники можно и посочувствовать. Ведь надобно такое количество увеселительного продукта, что вся развлекательная индустрия мира не способна удовлетворительно справиться со спросом на него. Отсюда и проблемы.

На первый, второй рассчитайсь!

Как и предполагалось, Первый канал вчистую выиграл последний день минувшего года и первую новогоднюю ночь. Только раннее утро 31 декабря осталось за "Россией". Не первой свежести мюзикл "За двумя зайцами" на Первой кнопке не сдюжил против "Карнавальной ночи" и "Юмора года" - на второй. В дальнейшем партизанская тактика "России" -- ставить в эфир программу или фильм без предварительного объявления и указания времени выхода - принесла успех только однажды. Безотказная "Бриллиантовая рука" с рейтингом 6,9% обогнала "Первый скорый" (фильм-концерт). Но уже с часа времени, ознаменованного появлением в эфире Жени Лукашина и его друзей, рейтинговая инициатива перешла к Первому. И затем он ее уже не упустил.

"Ирония судьбы" взяла отметку 12,5%. "Ледниковый период" ее превзошел - 14%. "Две звезды" дали прибавку в полпроцента. А Максим Галкин добавил еще два пункта. В то время как "Россия" с "кривозеркальным юмором" команды Петросяна и мюзикальным "Королевством кривых зеркал" замерзла на показателе 8%.

Впрочем, и задорный юмор Задорнова на НТВ не слишком заинтриговал зрителей - не смог выйти из границ статистической погрешности, то есть из 3%. Канал несколько поправил свое бедственное положение, дав три кряду фильма из жизни необыкновенного мальчика Гарри Поттера. Проводить с ним старый год рискнуло 5% населения России.

Момент истины для конкурирующих фирм - поздравление президента. Опять же, как и ожидалось, здесь не было равных Первому каналу. За ним оказалось 58,6% всех включенных телевизоров. На долю "России" осталось 18,2%. Прочие каналы опять же - в зоне статистической погрешности.

Ну и, наконец, вопрос вопросов: кому и какие предпочтения выказал российский зритель после боя курантов? У Первого рейтинг - 16%, доля - 37,4%. У "России" соответственно - 9,8% и 25,9 %. Превосходство Первого заметное, но уже не столь сокрушительное. Заметим к слову, что тропическое шоу "Пожар в джунглях" на НТВ с обилием девичьих ланит и ягодиц дал каналу от 5% до 7%.

Теперь о том: что бы все это значило?

Телевизор - брат мой, враг мой

Прежде всего, как ни крути, сколько ни бейся головой о ящик и ни плюйся в его стеклянную поверхность, телевизор в России по прежнему больше, чем телевизор. Так уж исторически сложилось: он - привычка, которая, видимо, свыше нам дана, и замена счастию она. Собраться дома с родными и друзьями, сесть за стол и не включить телек, это все равно как не выпить на Новый год шампанского за здоровье и удачу в частной и общественной жизни.

А то обстоятельство, что мы, как в былые годы, сбегаемся на Первый, чтобы услышать президента с его напутственным словом, скорее всего свидетельствует о сохранившемся в наших мозжечках патерналистском менталитете. Как же без отческого благословения.

...На прошлой неделе меня позвали в прямой эфир программы "Времечко" обсудить с коллегами репертуар новогоднего ТВ. Там мне сообщили, что, по данным социологических опросов, зрители в массе своей регулярно остаются недовольными новогодними программами, но от этого уровень интереса к ним с годами не падает. И вопрос был поставлен ребром и грубо: "Если они так бездарны, то зачем вы их смотрите? Какого рожна вам нужно от ящика в новогоднюю ночь?"

В самом деле, есть значительная толика противоречия в наших постновогодних неудовольствиях. Скажу за себя: рожна хотелось следующего. Чтобы зрелище занимало бы меня, но не слишком бы отвлекало от застолья, от общения с родными и друзьями. Понимаю, что это пожелание сродни сказочному требованию "сделай то, не зная что".

Тут мне напомнили, что в цивилизованных странах нет такой жесткой привязки обывателя к телеэкрану, что там обыватели в праздники умеют общаться и веселиться без массовика-затейника. И потому они не жалуются на своих телевизионных пошляков и бездарей. Они, обыватели, если сидят за новогодним столом, их не видят. А если не сидят, то выходят на улицы и площади прогуляться, пошататься и поглазеть на фейерверки.

В свою очередь, ихние Петросяны и Галкины с Пугачевыми свободны от необходимости что есть мочи лезть из кожи, развлекая многомиллионную страну.

И снова извечный, более того, проклятый русский вопрос: Запад нам - указ? В данном случае указ ли он в том, как нам ликовать и торжествовать по поводу наступления Нового года? Или: пошлем его, как поет Лолита Милявская, "на..."?..

Спасибо телевизору, и будь он неладен

Вообще-то наша привычка встречать Новый год в компании с телевизором коренится не только в практике советского общежития. Хотя инерция когда-то сложившейся традиции все еще сильна. Все-таки тогда мы жили в закрытом и достаточно однородном обществе. Телевизор служил общим знаменателем. Мы его, как и сегодня, "терпеть ненавидели". Но все-таки он был светом в окошке - пусть и не ярким.

А чем был в советское время особенно привлекателен Новый год? Он был одним из немногих поводов неформального и непринужденного общения. В этот день и особенно в эту ночь наша строгая власть дозволяла над собой подтрунить и позариться на чуждое нам добро закордонного шоу-бизнеса. Так и срослись в нашем сознании эти две бесконечности - Новый год и Телевизор. Теперь их не отлепить. Но вот вопрос: а надо ли их разлеплять?

Если бы дело было только в советском укладе, то они бы разъединились сами собой по мере обуржуазивания нашего сообщества. Но есть ведь еще и более глубокие корни жажды единения. Хотя бы время от времени. О них замечательно сказал Честертон, имея в виду не чей-либо уникальный менталитет, а цивилизацию в принципе:

"Один из самых ярких признаков отдаления от народа - то, что мы почти совсем перестали петь хором.

...Надо запечатлеть смятение одинокого отчаявшегося духа... но мне хотелось бы, чтобы хоть изредка вступал хор. Упивайтесь жестокостью и сомнением, только бы вовремя звенел припев".

В этом и дело. Потребность в солидарности - исконная потребность. Как и надобность в уединении. Удовлетворяются обе склонности по-разному и в разной степени.

С проблемой "запечатления отчаявшегося духа", пожалуй, нет проблем. Здесь к нашим услугам вся мощь мировой классики. Нет вроде бы проблем и с припевом, каковым снабжает нас бурно развивающаяся массовая культура. И спасибо техническому прогрессу за телевизор. Отдельное спасибо за него от нас, бывших советских людей.

И отдельное проклятие ему от нас, бывших советских людей, за "тяжелое сопение" как талантливых людей, так и бездарностей.

* * *

Новый год прошел. Забудьте. Телевизионщики после разборок уже, наверное, прикидывают, каким "припевом" они потешат нас в ночь на 2009 год.

ТВ и сериалы