15.01.2008 04:00
Власть

Посла Британии Тони Брентона вызвали в МИД России для объяснений

Посла Британии Тони Брентона вызвали в МИД России для объяснений
Текст:  Владислав Воробьев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4562)
Читать на сайте RG.RU
В понедельник посол Великобритании в России Тони Брентон был вынужден внести изменения в свою программу. Высокопоставленного британского дипломата вызвали в МИД России на серьезный разговор.

Причиной тому стала деятельность Британского Совета, руководство которого решило проигнорировать требования Москвы. Для Брентона вызов на Смоленскую площадь явно не стал неожиданностью. Более того, британская сторона после Нового года сделала практически все от нее зависящее, чтобы подобный разговор состоялся. Впрочем, вряд ли Лондон просто хотел объясниться с Москвой. Скорее действия британцев в России больше похожи на вызов.

Еще 12 декабря прошлого года российский МИД потребовал от Лондона с первого января 2008 года закрыть филиалы Британского совета в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, ссылаясь на отсутствие у них необходимого для функционирования на территории России правового статуса.

Чуть позже МИД России распространил комментарий официального представителя министерства Михаила Камынина, где говорилось, что продолжение работы региональных отделений Британского Совета в России будет носить провокационный характер.

Что бы в этом случае сделали представители любого другого государства? Однозначно исполнили бы предписания российского МИД, а уж затем постарались создать путем переговоров условия для возобновления работы своих отделений. Но только не британцы. 9 января свою деятельность после новогодних каникул возобновил екатеринбургский филиал Британского Совета, а 14 января свои двери вновь распахнуло и питерское отделение Совета.

В посольстве Великобритании в Москве, тем временем, лишь продолжали повторять, что Москва политизирует вопрос с работой отделений Совета в России. "Мы считаем, что это требование (закрыть филиалы Британского совета. - "РГ") совершенно незаконно. Оно нарушает договор о культурном и научно-техническом сотрудничестве, заключенным между нашими странами в 1994 году", - заявил накануне своего вызова в МИД России Брентон.

Ни милицейских кордонов перед дверьми офисов Совета в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге, ни спецгрупп ОМОНа, на что, видимо, рассчитывали британцы, не появилось. Не случайно британские дипломаты неоднократно подчеркивали, что надеются на внимание к этой проблеме со стороны Европейского союза. Москва, очевидно к большому разочарованию Лондона, продолжила вести себя дипломатично. Объяснившись с российскими дипломатами, Брентон уехал рассказывать начальству в Лондоне о встрече.

Внешнеполитическое ведомство назвало "преднамеренной провокацией" возобновление деятельности отделений Британского Совета в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Дипломаты указали, что Британский Совет действует в России в нарушение российского законодательства, в частности постановления правительства России 1995 года "О порядке учреждения и условиях деятельности иностранных культурно-информационных центров на территории Российской Федерации". Ведь до сих пор согласия российских властей на открытие центрального офиса БС и его региональных отделений не только не было получено, но даже и не запрашивалось.

"Не выдерживают критики и ссылки британской стороны на Венские конвенции, поскольку Британский Совет не имеет никакого отношения ни к дипломатическим, ни к консульским представительствам, хотя, например, в Екатеринбурге размещается в стенах генконсульства. Это и является грубейшим нарушением упомянутых конвенций, поскольку они запрещают деятельность на базе загранпредставительств других организаций, не наделенных ни дипломатическим, ни консульским статусом", - говорится в документе.

Внешняя политика МИД