15.01.2008 03:30
Культура

Игорь Бутман сделал русский джаз из советских мультиков

Игорь Бутман записал альбом любимых детских песен со звездами американского джаза
Текст:  Александр Алексеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4562)
Читать на сайте RG.RU

Один из самых известных российских джаз-музыкантов неожиданно взялся за джазовую обработку мелодий из советских мультфильмов и детского кино. Причем сделал это столь впечатляюще, что поработать над диском "Веселые истории" согласились даже культовые пианист Чик Кореа и трубач Рэнди Бреккер.

Российская газета: В "Веселых историях" вы оригинально и эмоционально перерабатываете лучшие детские хиты, благодаря чему некоторые становятся чуть ли не самостоятельными джазовыми произведениями. В итоге не совсем понятно: на кого все-таки рассчитан диск - на детей или на взрослых?

Игорь Бутман: Задача была сыграть эти песни по-джазовому. И вдохновением, и темами для импровизаций стали именно "Чунга-Чанга", "Прекрасное далеко", "Луч света золотого", "Песня друзей" и другие детские шлягеры. Те, кто знают эти мелодии, уверен, будут улыбаться. Они же помнят и "Бременских музыкантов", и "Приключения Буратино", и "Гостью из будущего". Да и любой человек, не являющийся большим поклонником джаза, услышав знакомые темы и их новые прочтения теперь, возможно, полюбит и нашу музыку. Так что этот диск будут слушать взрослые. Но наверняка поставят его и своим детям. Мы бьем сразу в несколько целей. И диск уже имеет резонанс у нас и на Западе. За рубежом ведь публике все равно, что именно я буду играть. Им по большому счету все равно, что было основой импровизации: кино, мультфильм, моя пьеса... Главное, чтобы было все сделано качественно и мастерски. И чтобы это было наше русское искусство. На Западе нам все время ставят на вид: "Вот, вы - русские. А что же вы все играете американские джазовые стандарты: Гершвина, Портера?! Нам это не интересно - мы их уже слышали. А теперь хотим послушать, как звучит ваш - русский джаз!"

РГ: Насколько высоки, по-вашему мнению, позиции российского джаза в мире?

Бутман: Есть русский джаз, который считается там передовым, авангардным. Из наших это в первую очередь Чекасин, Шилклопер, Миша Альперин, Волков, Гайворонский. Они, можно сказать, являются витриной русского джаза. А то, что делается в традиционных формах, там не приветствуется и считается вторичным. Сколь бы виртуозны ни были исполнители. А на "Веселых историях" собраны, может, и не самые современные, оригинальные и экспериментальные супер-пупер стандарты, но они наши, русские. И к этому уже не придерешься - их на Западе слушают.

РГ: Как вы убеждали Чика Кореа, Рэнди Бреккера сыграть для этого альбома? Готовили ли их морально, объясняя, что придется сыграть популярные детские мелодии?

Бутман: Мы хорошие знакомые и давно говорили об этой идее. А с Бреккером мы вообще хорошие друзья. Нередко вместе гастролировали. Рэнди приезжал ко мне в Россию, я - к нему. То есть дружба была "в обе стороны". Но перед началом записи "Веселых историй" я все равно привез в студию фильм "Приключения Буратино". Чик, Рэнди, басист Джон Патитуччи, ударник Джек ДеДжонетт с удовольствием смотрели, улыбались, смеялись. А потом быстро включились в работу - предлагали интересные идеи для записи. Где-то они находили оригинальные ходы, где-то предлагали добавить гармонию. В песне "Ну, погоди!" Чик, например, придумал вступление на рояле. Было много сарказма, юмора - для этого я их и позвал.

РГ: Судя по "Веселым историям", для которых вы выбрали в основном бойкие и раскованные мелодии, в детстве вы были озорником и смутьяном?

Бутман: Ну, спокойным я точно не был. Я не считался хулиганом в полной мере, но был довольно боевым. Однако весь мой пар выходил на льду - в детстве я занимался хоккеем. И если бы не музыка - мог попасть в команду мастеров. Конечно, композиции я выбирал те, что мне были особенно по душе. Из "Ну, погоди!", из "Бременских музыкантов", из "Умки" - все это мои любимые мелодии. Мы сопереживали этим мультфильмам, росли на них. И на записи это, надеюсь, слышно...

РГ: После песен детства нет ли соблазна пойти по стопам классика и создать джазовую трилогию "Детство", "Отрочество", "Юность"?

Бутман: Вчера как раз появилась такая идея: я лазил по Интернету, нашел концерт Уинтона Марсалиса. Он исполнял какую-то очень красивую композицию со струнными. Великолепно играл, такой был улет, так уже все было по-взрослому... И я подумал о том, как много другой хорошей музыки, которую тоже можно пересмотреть, переработать и записать для "Веселых историй-2". А "Грустные" мне делать не хочется...

РГ: Найдется ли в таком альбоме место для песен Виктора Цоя или Бориса Гребенщикова? Не секрет ведь, что в начале карьеры вы играли рок с группой "Кино", потом - с "Аквариумом".

Бутман: В 1980-е я еще жил в Ленинграде. С Цоем мы записали альбом "Начальник Камчатки", с "Аквариумом" - три альбома, в том числе "Табу" и "Радио Африка". Конечно, я вспоминаю те времена: Сережу Курехина, Витю Цоя... Тогда я исполнял разную музыку: с одной стороны, был традиционен в пристрастиях, с другой - шел на смелые эксперименты Курехина в "Поп-механике". Он тогда верховодил в студии на записях и с "Кино", и с "Аквариумом". Но мной Сергей никак особо не руководил. Просто говорил: "Вот здесь сыграй соло". И я играл так, как у меня получалось.

Недавно мы снова оказались с Борисом Гребенщиковым на одной сцене на одном из творческих вечеров. Уже не помню, что мы исполняли, но прозвучало все очень хорошо. И мы с Борей заговорили о том, чтобы вновь что-то записать вместе. Он был не против, только "за". Ну, и мне это интересно. Теперь я немного расслабился, записав детские песни. Исполнил давнюю мечту. И поэтому уже могу что-то сделать с Гребенщиковым или с кем-то еще. Но идеями о предстоящей работе надо какое-то время пожить, привыкнуть к ним, освоиться. Такая у меня привычка. И с "Веселыми историями" было схоже. Вначале ходишь, поешь вслух или про себя и думаешь о песнях, решаешь, как получше их записать. А сейчас - когда уже выплеснулся, стало так легко на душе...

РГ: Будете ли вы исполнять эти детские песни теперь и на концертах?

Бутман: Уже прочно вошла в репертуар композиция "Луч солнца золотого". А на бис мы теперь играем "Умку".

Джаз