15.01.2008 02:30
Общество

Драматург Александр Пудин: Литературные герои - те же люди, желающие любить и ошибаться

"Дом на Фрунзенской" переедет в Театр на Покровке
Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4562)
Читать на сайте RG.RU
Сергей Арцибашев в Театре на Покровке ставит пьесу Александра Пудина "Дом на Фрунзенской".

Круговорот режиссеров и драматургов в театральной природе совершен: именно Арцибашев однажды приехал в Саранск и стал репетировать в Мордовском драматическом русском театре первую пьесу никому тогда не известного местного драматурга "В пустом доме люди".

С тех пор прошло двадцать лет. Автор Александр Пудин из молодого, начинающего и подающего надежды превратился в лауреата множества конкурсов драматургов, который написал сорок пьес, и к тому же стал советником первого заместителя мэра Москвы в столичном правительстве. А на днях - чем он гордится особенно - выпустил свое первое трехтомное полное собрание сочинений.

Российская газета: Александр, с Сергеем Арцибашевым - вашим первым режиссером, теперь - художественным руководителем Театра им. Маяковского и Театра на Покровке - вас сначала связывала пьеса "В пустом доме люди", потом - "Дом на Фрунзенской". Слово "дом", кажется, ключевое в ваших постановочных взаимоотношениях?

Александр Пудин: Тогда была мордовская история, теперь - московская. Но никто, конечно, специально не придумывал сюжет, чтобы так вот от дома к дому, через двадцать лет, сделать круг и вернуться...

РГ: О чем ваша новая пьеса?

Пудин: Это банальная история дележа квартиры в солидном доме - в доме на Фрунзенской. Дети партбоссов, их наследники, грызутся из-за жилплощади. Это фабула, но пьеса - про характеры и проявление определенных черт человека в той или иной ситуации. Что может себе позволить родной сын, на что пойдет родная мать... Если брать шире: что есть ценное, а что - суетное. Пьеса совершенно свежая. Про наш сегодняшний день, с массой узнаваемых реалий нашей московской жизни.

РГ: Что надо сделать со словами, чтобы реальность наших дней превратить в высокое искусство? Чтобы это были все-таки слова пьесы, а не газетной хроники?

Пудин: Я думаю, надо проявить большее уважение и любовь к тем людям, о которых пишешь. Ты не можешь допустить, чтобы они говорили грязными словами. Надо всегда с пониманием относиться к своим героям. У меня ни в одной пьесе нет отъявленного негодяя или кристально чистого, идеального, пушистого и белого персонажа. Литературные герои - те же люди, желающие любить и ошибаться. И понимающие, что есть история, есть традиции, и, может быть, на уровне какого-то нерва осталось то, что держит и связывает человека с его предками и с его религией. К тому, что нас всех и держит здесь...

РГ: А как вы как драматург поступаете с черными мыслями своих персонажей?

Пудин: У меня у самого черных мыслей не бывает, поэтому и у моих героев они отсутствуют. Я могу брюзжать, могу грустить, но по большому счету я вполне веселого нрава человек. И мои герои в основном тоже люди, утверждающие, что, если сегодня пошла полоса черная, то завтра обязательно будет светлая. И что черную полосу надо обязательно переступать, перешагивать, а не топтаться на месте...

Образ жизни Литература