15.01.2008 03:30
Общество

В Москве растворились полмиллиона иностранцев

Почти полмиллиона иностранцев без следа растворились в Москве
Текст:  Ольга Игнатова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4562) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4563)
Читать на сайте RG.RU
Сегодня исполняется ровно год действия в стране нового либерального миграционного законодательства. Как сказалось его введение на жизни в столице, которая во все времена была центром притяжения для приезжих отовсюду? Руководитель комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Алексей Александров попытался подвести первые итоги в ходе "Делового завтрака" в "РГ".  

Обреченные на успех

Российская газета: Алексей Олегович! С какими проблемами столкнулась Москва после 15 января 2007 года?

Алексей Александров: Новые законы принесли, как и планировалось, упрощение процедуры легализации для граждан бывшего Союза, приезжающих в Россию на заработки. В целом для страны это, наверное, хорошо. Но Москва есть Москва, сюда стремится слишком много народа, и потому сразу же возникли сложности с регулированием миграционных потоков. Дело в том, что новые правила дали право ставить въезжающих на миграционный учет по месту пребывания, которым может быть и рабочее место, и любое иное место... Образно говоря, чуть ли не на лавке в парке или телефонной будке разрешили регистрироваться. Требование же предъявили лишь одно - принимающей мигранта стороне отправить по почте уведомление о его прибытии. В итоге за 2007 год на миграционный учет было поставлено более 1,5 миллиона иностранцев, которые приехали в Москву, - кто в качестве туристов, кто по приглашению, кто на заработки...

РГ: Столько, сколько, по экспертным оценкам, в столице и находилось нелегалов? Выходит, всех поставили на учет...

По итогам медицинских обследований, 14,5 процента иностранцев являются носителями опасных инфекций: СПИДа, гепатита, сифилиса, туберкулеза и даже проказы

Александров: Эксперты называли цифру и в 2, и в 3 миллиона... Но факт остается фактом - процесс регистрации упростили донельзя. То же самое произошло и с процедурой выдачи разрешений на работу. Теперь она предусматривает лишь подачу заявления, предоставление паспорта, квитанции об уплате госпошлины и почтового "корешка" о том, что уведомление отправлено. При этом в заявлении можно написать любую специальность. Никто не будет проверять, является ли мигрант дипломированным специалистом в той сфере, на работу в которой он претендует. И уже через 10 дней обреченный на успех мигрант получает в Федеральной миграционной службе, независимо от ситуации на рынке труда, разрешение на работу. А дальше отправляется в свободное плавание - трудоустраиваться под московским солнцем.

А где остальные?

РГ: Сколько в итоге за прошлый год выдали разрешений на работу?

Александров: Чуть менее 640 тысяч.

РГ: А трудоустроились из них?

Александров: 207 тысяч. Столько пришло подтверждений от работодателей, которые по закону должны уведомить ФМС и службу занятости о том, что приняли иностранцев в штат. То есть трудоустроился каждый третий. Это подтверждали данные и ежемесячных, и поквартальных мониторингов, и в конце концов - годовые итоги.

РГ: А где остальные мигранты? Кто знает, чем они занимаются?

Александров: Правительство Москвы не раз ставило этот вопрос перед миграционной службой. Представители этого ведомства отвечают: если через три месяца мигранты не найдут работу, то они должны уехать. Спрашиваем: много ли уехало? Ответа нет. Дело в том, что между Федеральной миграционной службой и пограничной службой сегодня нет взаимодействия. Поэтому никто не знает. Остается только догадываться: может быть, эти мигранты работают, но неофициально. Или подались в криминал...

РГ: По статистике ГУВД, действительно, порядка 40 процентов преступлений совершается мигрантами...

Александров: Уточним: приезжими, не только иностранцами. Накопление невостребованной иностранной рабочей силы на территории города - лишь первая проблема из ряда других, с которыми столкнулась столица. Можно ли ее решить? Думаю, что да. Раз Москве не нужно столько трудовых мигрантов, их надо перераспределить в другие регионы. Например, в Калининградскую область, где сегодня ощущается нехватка рабочих рук. Однако для того, чтобы попасть туда, мигранту надо купить шенгенскую визу. Это дорого. Поэтому надо решать вопрос, как заинтересовать иностранных работников приехать в самый западный российский регион. Следующий момент. Должно быть разработано и принято антидемпинговое законодательство, устанавливающее уровень оплаты для каждой специальности с учетом особенностей российских регионов. Ведь что сегодня происходит? Работодатель создает рабочие места с заведомо заниженной оплатой труда. Москвич за 300 долларов работать на стройке не будет, а для мигранта это приличные деньги. Это же настоящая дискриминация! Как от нее избавиться? Можно, к примеру, разработать систему поощрений для работодателей. Если ты привлек иностранного высококвалифицированного работника в страну, получи бонус, а если ты привлекаешь разнорабочего для рытья котлована, вместо того чтобы купить экскаватор, заплати ему как родному и помоги деньгами государству восстановить систему профтехобразования.

Ни мигрантом больше...

РГ: В интервью нашей газете мэр Москвы Юрий Лужков в прошлом году заявил, что столице нужно не более 200 тысяч мигрантов. Сократилась ли в этом году официальная квота на привлечение иностранной рабочей силы?

Александров: Да, втрое. Если на 2007 год квота была 750 тысяч человек из стран с безвизовым режимом, то на 2008-й мы предлагаем 250 тысяч. Но проблема в том, что механизм определения квоты забюрократизирован, неэффективен, можно сказать, ущербен. Так, работодатель до 1 мая текущего года должен подать заявку на иностранных работников на весь следующий год. Но, например, тендер на строительство жилых домов, спортивных объектов и т.д. будет проведен только в конце года. И работодатель заранее не знает, победит ли он в конкурсе. Более того - его право нанять иностранного работника никоим образом не связано с заявкой. И, не подав заявку, он может привлечь иностранца, и наоборот: оформив заявку, остаться без работников, если квота к этому времени будет выбрана. Непонятен смысл этого длительного и трудоемкого процесса. Правительство города предлагает изменить ситуацию: решать этот вопрос должны те, кто в нем заинтересован. Так, например, трехсторонняя московская комиссия социального партнерства, куда входят представители власти, профсоюзов и промышленников. Профсоюзы отслеживают интересы отечественных работников. Работодатели - свои интересы по привлечению иностранных работников. А власть выступает регулятором и координатором. На общероссийском уровне действует аналогичная комиссия. Вот профсоюзы и должны договориться с работодателями - сколько и каких специальностей привлечь иностранных работников. Ведь, согласитесь, большое число иностранцев, занятых в отечественном производстве, никогда не было стимулом к его развитию. Стимулом к развитию производительности труда всегда был недостаток рабочей силы. Квота должна быть предметом генерального соглашения трехсторонней комиссии. В правительстве Москвы подготовлен на этот счет проект федерального закона.

РГ: Какова его судьба?

Александров: Нас поддержали и профсоюзы, и работодатели Москвы. Затем проект направили в российскую трехстороннюю комиссию. Это было в июне прошлого года. В итоге было принято решение создать рабочую группу. На этом все закончилось - предложения лежат под стеклом, без движения. Видимо, для чиновников Роструда, в чьей компетенции эти вопросы, предлагаемое нами решение неинтересно.

С картой по городу

РГ: Правда ли, что среди мигрантов много людей, больных опасными заболеваниями?

Александров: По итогам медицинских обследований, 14,5 процента иностранцев являются носителями опасных инфекций: СПИДа, гепатита, сифилиса, туберкулеза и даже проказы. СПИДом в прошлом году оказались больны 300 человек, туберкулезом - более шести сотен, сифилисом - около 4,5 тысячи человек, различными формами гепатита - более 12 тысяч человек.

РГ: Как об этом узнали?

Александров: Когда мигрант получает разрешение на работу, он должен в течение месяца пройти медицинское обследование. Сдать анализы и подтвердить, что он здоров. Если такой справки нет, миграционная служба аннулирует разрешение. Ну а если человек сдал анализы, и они подтвердили, что он чем-то опасным болен, где его тогда искать? По месту пребывания? А там была фирма-однодневка, которая его поставила на учет. И все - человек растворился в городе вместе со своим гепатитом или туберкулезом.

Нужно создать систему, которая позволяла бы властям сделать эти отношения: власти - работодатели - мигранты прозрачными и понятными, и создать единый информационный банк данных. Правительство Москвы в настоящее время готовит проект "электронной карты гостя Москвы". Благодаря ей контролирующим органам будет легко определить, кто этот "гость", чем он занимается, имеет ли медицинскую справку, поставлен ли на учет, имеет ли разрешение на работу... Если это законопослушный человек - живи и работай себе на здоровье. А главное - это очень удобно для работодателя, и для самого гастарбайтера.

РГ: Вы не опасаетесь упреков в нарушении прав человека таким контролем?

Александров: Нет. Никто не собирается заносить на эту карту сугубо личные параметры - группу крови, семейное положение и т.д. Город интересуют лишь сведения о том, что человек делает в Москве, и не страдает ли он опасным недугом. Во многих странах подобные системы существуют.

РГ: Когда правительство Москвы намерено принять такое решение?

Александров: В принципе оно уже принято - подписан протокол между правительством Москвы и Федеральной миграционной службой об обмене подобной информацией. Вопрос лишь в том, чтобы запустить механизм на полную мощность, автоматизировать систему. Думаю, что уже в этом году это уже произойдет.

Сколько поселил, за стольких и плати

РГ: В прошлом году милиция совместно с миграционной службой проверили жилой сектор, чтобы узнать, сколько квартир сдается мигрантам и на каких основаниях. Что показали проверки?

Александров: Обнаружилось, что по одному и тому же адресу в однокомнатной квартире могут стоять на учете до 150 человек. Предприимчивые граждане наладили таким образом бизнес. И что интересно, законом это не возбраняется. Ну это же абсурд! Поэтому город вышел с предложением: сколько поставил владелец квартиры на учет граждан, за столько пусть и платит за пользование услугами ЖКХ. 150 - так 150. Все пользуются водой, канализацией, теплом. Пусть хозяин рассчитывается. Мера непопулярная, но думаю, что будет поучительной.

Работника подберут через окно

РГ: Столичные власти предлагали также создать миграционный терминал - нечто вроде биржи труда для приезжих...

Александров: Мэр поставил задачу - создать московское единое миграционное окно - для того чтобы иностранные работники могли в одном месте встать на учет, получить разрешение на работу, ИНН. В этой системе должны быть задействованы представители ФМС, налоговой службы, органов правопорядка, медики. Также здесь же должна быть служба расквартирования. Если работодатель хочет привлечь 100 человек, то он обязан обеспечить их жильем. Еще необходимо в едином окне создать подразделение, которое будет заниматься международными связями, а точнее, обеспечит переход к организованному набору иностранной рабочей силы. То есть работодатели сбрасывают заявки, которые после обработки идут либо через посольства, либо напрямую в страну-донор иностранной рабочей силы. Там в соответствии с заявленными критериями подбирают конкретных людей, и они приезжают под гарантии московских властей, зная, что жить будут в человеческих условиях, например, в гостиницах упрощенного типа, система которых сейчас создается в Москве. Им будут платить зарплату и обеспечат хотя бы минимальным социальным пакетом.

Это не просто слова. Такой проект соглашения между правительством Москвы и Киргизской Республикой уже подготовлен и направлен в правительство РФ. В ближайшее время, думаю, выйдет соответствующее постановление. Документ прошел все согласования с ФМС, МИДом, Минюстом, Минэкономразвития России. Близкий по смыслу протокол подписан с Таджикистаном. В общем, наши соседи тоже заинтересованы в таком сотрудничестве. Им все равно приходится заниматься гражданами своей страны, попадающими в России в самые различные ситуации. Столичные же власти стремятся к тому, чтобы оптимизировать миграционные потоки, сделать город удобным и комфортным и для москвичей, и для гостей нашей столицы.

Миграция ЦФО