Лидер "Партии будущего" Грузии, один из самых квалифицированных грузинских экономистов Георгий Маисашвили во время своей двухдневной поездки в Москву дал эксклюзивное интервью "Российской газете".
Мнение этого грузинского политика заслуживает внимания в силу того, что он лично знаком с президентом Грузии Михаилом Саакашвили с тех пор, как тот лишь начинал делать первые шаги в политике. Более того, Маисашвили был именно тем человеком, к которому обратился Саакашвили с просьбой разработать экономическую политику нового правительства перед своим приходом во власть. Пути Георгия Маисашвили и Михаила Саакашвили разошлись перед "революцией роз". По словам лидера "Партии будущего", это произошло по человеческим и идеологическим соображениям.
Российская газета: Георгий, каковы ваши оценки прошедших президентских выборов в Грузии?
Георгий Маисашвили: Мне трудно говорить на тему, вызвавшую столько вопросов. Образно говоря, у Саакашвили есть физическая власть, но у него нет моральной власти, морального авторитета, чтобы управлять Грузией. И ему будет очень трудно вывести страну из того тупикового положения, в котором она оказалась. Я думаю, что в ближайшие месяцы политическая власть в Грузии будет парализована. Саакашвили - единственный крупный политик в новейшей грузинской истории, который проиграл голосование в Тбилиси. А если ты проиграл в Тбилиси, то, смею вас уверить, ты не сможешь быть полноценным президентом Грузии.
РГ: Ваш прогноз дальнейшего развития событий?
Маисашвили: После заявления руководителя комиссии наблюдателей от ОБСЕ в Грузии Дитера Бодена о фактах фальсификаций при избрании главы государства, все усилия оппозиции будут направлены на то, чтобы одновременно с парламентскими выборами в Грузии, запланированными на апрель-май, состоялись и перевыборы президента. Мы полностью разделяем мнение уважаемого европейского чиновника, говорили об этом и надеемся, что мировая общественность не закроет глаза на все те фальсификации, которые были допущены в ходе выборов. А их, поверьте, действительно было немало.
РГ: Не грозит ли грузинской оппозиции раскол после выборов?
Маисашвили: Напротив, я полагаю, что оппозиционные ему силы еще более сплотятся. Саакашвили мечтает о том, чтобы расколоть силы, противостоящие ему, распространяя различные слухи. Самый нелепый из них - будто я согласен сотрудничать с ним.
РГ: Вы, как человек знающий грузинского президента не один год, можете сказать, на ваш взгляд, Саакашвили действительно может предложить посты в правительстве лидерам оппозиции или он попросту блефует?
Маисашвили: Может быть, блефует, может быть, предложит их кому-нибудь на короткое время. Но это ничего не изменит. Некоторые из оппозиционных ему фигур, возможно, пойдут на сотрудничество с Саакашвили. Но в том, чтобы на такой шаг решились лидеры оппозиции, я сомневаюсь.
РГ: Чем обусловлены заявления нынешнего президента о том, что он протягивает руку дружбы Москве?
Маисашвили: Поймите одну вещь. Саакашвили, несмотря на всю его вспыльчивость и кажущуюся неуравновешенность, весьма рациональный, прагматичный и взвешенный политик. Который всегда будет делать то, что выгодно ему самому. И никогда не скажет ничего лишнего. Нужно исходить из этой точки зрения.
РГ: Так что же все-таки стоит за его словами возобновить отношения с Россией?
Маисашвили: Не могу ответить определенно. Наверное, необходимость удержаться у власти. Не буду очень придирчивым и строгим, но думаю, что это скорее всего его тактика, а не стратегия.
РГ: Каково ваше видение, как известного экономиста и политика, будущего грузино-российских отношений?
Маисашвили: Мое видение таких отношений состоит в том, что это должны быть отношения добрососедского стратегического партнерства. Настала пора строить наши отношения на долгосрочной формуле "выигрыш-выигрыш". Время натисков и взаимных претензий должно уйти. Равно как и желание перехитрить друг друга.