15.01.2008 04:10
Власть

Выделение участков под строительство в Ярославской области взято под контроль антимонопольщиками

В новом году у антимонопольного ведомства забот прибавится
Текст:  Марина Никитина (Ярославль)
Российская газета - Верхняя Волга: №0 (4562)
Читать на сайте RG.RU

"Российская газета" пригласила на "деловой завтрак" руководителя Ярославского УФАС России Наталию Сибрикову. У редакции и читателей "РГ" накопилось много вопросов к главному ярославскому антимонопольщику о росте цен, эффективности работы чиновников и других насущных делах.

Российская газета: Наталия Михайловна, читатель "РГ" Ярослав Зимин да и многие другие автолюбители интересуются, почему за пару последних месяцев цены на бензин преодолели рекордную высоту. В общей же сложности к началу 2008 года скачок на самую ходовую, 92-ю марку бензина составил более полутора рублей. Нет ли здесь нарушений?

Наталия Сибрикова: Мы можем влиять на рост цен в том случае, если имеют место злоупотребление доминирующим положением на рынке данного товара или соглашение (согласованные действия) между лицами, которые действуют на данном рынке. Чтобы сделать такие выводы, нужны проверки. Их мы в ближайшее время и планируем провести. По данным мониторинга цен на нефтепродукты, розничная цена на бензин с октября 2007 года выросла на девять с половиной процентов, оптовая - более чем на семнадцать процентов. Недавно в адрес нашего ведомства поступила жалоба на "Ярославнефтепродукт" от владельцев независимых АЗС, по которой мы также будем проводить проверку, чтобы выяснить: все ли автозаправочные станции региона находятся в равных условиях. Был направлен запрос в "Ярославнефтепродукт", полученные данные анализируются.

РГ: Не так давно работы вашему ведомству прибавили также цены на молочные продукты. О первых итогах проверки мы уже говорили с вами. Появилась ли новая информация?

Сибрикова: Был проверен ряд ярославских производителей молочных продуктов и куриного яйца. По молочной продукции и сырам рост цен у производителей (в среднем от 16 до 25,9 процента) связан с увеличением стоимости сырья, в том числе молока (доля которого доходит до 70 процентов), его дефицитом и, следовательно, недогрузкой мощностей. Отсюда и дополнительное увеличение затрат на единицу продукции. Кроме того, увеличивались транспортные расходы предприятий в связи с ростом цен на дизельное топливо. Мясная продукция в области дорожала незначительно. Отпускная цена на куриные яйца у производителей за девять месяцев выросла по первому сорту на 16 - 18 процентов, по высшему - 22 - 26 процентов. Основная причина - рост цен на комбикорм до 18 процентов. Сейчас цены на продукты питания стабилизировались, кроме стоимости молочной продукции, которая растет, потому что дорожает сырье.

РГ: Вслед за проверкой производителей ваши сотрудники на предмет нарушений посетили и ярославские торговые сети. Не было ли злоупотреблений или сговора среди них?

Сибрикова: В Ярославле доминирования какого-либо хозяйствующего субъекта либо коллективного доминирования не установлено, соответственно не может быть поставлен вопрос о возможном злоупотреблении доминирующим положением. Что касается ярославских сетей, анализ динамики цен показал, что в организациях торговли рост закупочных и реализационных цен был пропорционален. Хотя в ряде торговых сетей цена закупки на растительное масло до сентября не менялась, а цена реализации превышала закупочную цену в некоторых случаях до 124 процентов. В сентябре-октябре, когда стала расти закупочная цена, отпускная цена не менялась за счет уменьшения торговой наценки. Проверкой не установлено признаков антиконкурентных соглашений.

РГ: Наталия Михайловна, до сих пор не утихают страсти вокруг госзаказов. Закон, по которому товары и услуги для нужд государственных и муниципальных организаций приобретаются на конкурсных основаниях, действует с 2005 года. Можно ли говорить о том, что сейчас две важнейшие задачи, которые преследовал закон - экономия бюджетных средств и борьба с коррупцией, решены?

Сибрикова: К 2005 году реформирование системы закупок для государственных нужд стало необходимым. Действующее законодательство было противоречивым и неполным, злоупотребления со стороны заказчиков - частыми, сфера государственного заказа для малого бизнеса была закрытой. Федеральный закон № 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" систематизировал законодательство в этой сфере.

Что касается экономии средств, приведу пример. К нам обратилось управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области. По результатам открытого аукциона на закупку продовольствия и сырья для спецконтингента они получили значительную экономию бюджетных средств, за счет чего управление намеревалось закупить дополнительный объем тех же продуктов. Что касается коррупции, добиться ощутимых показателей ее снижения позволяет лишь комплексный подход - сбалансированное использование всех методов противодействия на всех этапах деятельности чиновников.

РГ: И все же есть слабое звено в этой системе закупок: немало говорится о недобросовестных поставщиках и исполнителях работ, выигравших торги...

Сибрикова: Такие исполнители включаются в реестр недобросовестных поставщиков, больше к участию в конкурсе их не допустят. Хотя в Ярославской области такие случаи единичны. Конечно, такая фирма может перерегистрироваться и под другим наименованием участвовать в торгах. Но добросовестные представители бизнеса, те, кто заботится о своем имени и репутации, безусловно, так не поступают. Отказываются от исполнения контракта такие фирмы, как правило, в исключительных ситуациях. Как, например, в прошлом году, когда резко подорожали продукты, некоторые поставщики (не в Ярославской области) отказывались от поставок продуктов в школы и больницы в связи с возросшими убытками. Кстати, зачастую здесь виноваты сами заказчики, которые не предпринимают мер к установлению защитных механизмов от рисков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрактов, предусмотренных 94-ФЗ.

В основном все жалобы и нежелание работать по 94-ФЗ связаны с тем, что процедура хлопотная, требует тщательной подготовки. Многие не могут правильно составить конкурсную документацию, и в итоге победителем оказывается отнюдь не лучший.

РГ: А на что жалуются участники торгов?

Сибрикова: Всего в минувшем году поступило 74 жалобы на действия заказчиков, уполномоченных органов, конкурсных, котировочных, аукционных комиссий при размещении заказов. Часть были возвращены, как поступившие с нарушением требований, а из 32 рассмотренных признаны необоснованными 13, обоснованными 19. По ним выдано 17 предписаний об устранении тех или иных нарушений. Основные нарушения - необоснованный отказ в допуске участника размещения заказа, критерии или порядок оценки, по которым выбран победитель, не указаны в конкурсной документации. Недавний пример: наша комиссия по результатам рассмотрения жалобы ярославского филиала Военно-страховой компании признала, что конкурсная комиссия администрации Ярославского района нарушила ФЗ, отказала в допуске к участию в конкурсе по отбору страховых организаций по основаниям, не предусмотренным законодательством. Конкурсной комиссии выдано предписание, а в отношении каждого члена этой комиссии возбуждено административное дело.

РГ: Предпринимателя Игоря Матюшина интересует, как обстоит ситуация с выделением участков под строительство в областном центре.

Сибрикова: Всем памятна история 2006 года с массовой "заморозкой" строительства в Ярославле из-за нарушений, допущенных властями при выделении земельных участков. Сейчас такие случаи единичны. Недавно Ярославским УФАС в Угличе был выявлен факт: органы местного самоуправления предоставили земельный участок для застройки с нарушением - без проведения аукциона. Суд первой инстанции по этому делу мы уже выиграли.

РГ: Наталия Михайловна, у антимонопольной службы были претензии и к застройщикам: последние рекламировали квартиры в домах, не получив всех необходимых на то разрешений...

Сибрикова: По фактам рекламы строящихся домов без разрешения на строительство нами в 2007 году возбуждено 11 дел, связанных с нарушением закона "О рекламе". В 6 случаях была допущена реклама без разрешения на строительство, в 5 оставшихся - реклама, связанная с привлечением денег участников долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. Сейчас выдано 10 предписаний о прекращении нарушений. Всего взыскано в этом году штрафов на сумму 1,6 миллиона рублей.

Госуправление Ярославль Центральная Россия