Некоторые страны, включая Россию, уже ставили вопрос о необходимости начать межцивилизационный диалог. Идея была позитивно воспринята в ООН и нашла воплощение в принятой Генассамблеей "Глобальной повестке дня Диалога между цивилизациями". Потом был сделан следующий шаг. Премьер-министры Испании и Турции выдвинули упомянутую инициативу в 2005 году, после чего она была энергично поддержана Генсекретарем ООН и большим числом правительств, международных и неправительственных организаций.
Чтобы выработать концепцию проекта и подготовить план действий, Кофи Аннан образовал группу высокого уровня в составе 20 человек, представляющих различные страны и культуры. Среди ее членов, к примеру, бывший генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, экс-президент Ирана Мухаммад Хатами, бывший министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин и лауреат Нобелевской премии мира архиепископ Десмонд Туту. Россию в этой группе представлял известный специалист по Ближнему Востоку Виталий Наумкин.
Мандат группы предполагал подготовку доклада, в котором была бы дана оценка новых угроз всеобщему миру и международной безопасности, в особенности исходящая от политического и религиозного экстремизма. Экспертам было предложено сконцентрировать внимание на резко ухудшившихся отношениях между западными и мусульманскими обществами, исходя из того, что именно это представляет собой наибольшую угрозу международной безопасности.
Россия поддержала этот проект не только потому, что сама сталкивается с агрессивными действиями со стороны международного терроризма и с попытками некоторых зарубежных кругов втянуть ее в пресловутую "войну цивилизаций". Нашей страной накоплен уникальный опыт воплощения в жизнь модели содружества и взаимообогащения различных этнических и конфессиональных групп в рамках российской государственности. Россия позиционирует себя на мировой арене в качестве партнера государств, принадлежащих к различным цивилизационно-культурным блокам. Достаточно привести в пример принятие России в качестве наблюдателя в организацию "Исламская конференция". России есть чем поделиться с зарубежными партнерами, наш опыт и наш ресурс востребованы, а мы сами открыты для идей и рекомендаций.
Доклад группы высокого уровня в целом оправдал ожидания, однако все будет зависеть от того, насколько слова воплотятся в действия и какое развитие получит на международной арене сам проект "Альянса цивилизаций". Теперь дело прежде всего за политиками.
В практическом плане можно было бы сообща подумать о подготовке в рамках альянса "Белой книги по межцивилизационному диалогу", в которой содержались бы универсальные рекомендации и стандарты в этой важнейшей области гуманитарного развития. Полезным может стать и разработка "дорожной карты" альянса - своего рода календаря мероприятий и проектов, которые призваны содействовать реализации его плана действий.
Что же касается доклада, то нельзя не согласиться с выводом его авторов о том, что в напряженности между Западом и исламским миром нет ничего цивилизационно предопределенного, конфликтность здесь не носит межрелигиозного характера, а имеет чисто политическую природу. В докладе верно подчеркивается, что ключевую роль в создании отношений страха и недоверия между ними играет израильско-палестинский конфликт. Кроме того, вклад в эскалацию атмосферы враждебности внесли политический и гуманитарный кризис в Ираке и двойные стандарты, которыми руководствуются некоторые страны Запада в отношениях с исламским миром.
В то же время насилие и экстремизм порождаются не только внешним вмешательством, но и бедностью, нищетой, безработицей, а также крайними интерпретациями религиозных учений отдельными религиозными деятелями и группами. Группа высокого уровня точно определила те основные сферы, в которых действительно пора изменить ситуацию, чтобы не допустить нагнетания обстановки непонимания, господства негативных стереотипов, пропаганды экстремизма и насилия. Это образование, миграция, работа с молодежью и средства массовой информации.
Понятно, что без активной роли России планы по реализации широкой программы изменения глобальной парадигмы взаимоотношений между обществами и культурами не могут быть претворены в жизнь. Рост международного веса нашей страны и активность в международных делах при опоре на многосторонние институты и международное право будут способствовать превращению этих планов в реальность.
В прошлом году на 62-й сессии Генассамблеи ООН министр иностранных дел России Сергей Лавров выдвинул идею создания под эгидой Организации Объединенных Наций Консультативного совета религий. Он мог бы стать местом активного межрелигиозного общения на высшем уровне, готовил бы предложения по борьбе с диффамацией религий, ксенофобией и нетерпимостью, осквернением мест поклонения и святынь.