Министерство имущества республики решило забрать здание, ранее безвозмездно переданное больнице. Местные жительницы опасаются, что в случае закрытия лечебницы, они останутся без квалифицированной медицинской помощи.
Пациентки готовы защищать лечебницу всему способами: писать письма в минздрав и главе республики, митинговать у стен местной администрации и даже пытаются собрать деньги для выкупа здания в собственность. Последняя затея явно не имеет перспектив, ведь расположенная в центре города больница даже с учетом большой амортизации стоит миллионы рублей, а большая часть пациенток приезжает из горных районов с крайне низким уровнем жизни. Тем не менее, женщины не теряют оптимизма: один раз они уже отстояли свою больницу. Августовский митинг у здания арбитражного суда в Махачкале, на который собралось несколько сотен жительниц, видимо, произвел должное впечатление, и больницу на время оставили в покое.
- Ситуация с женским здоровьем в республике, особенно в горных районах, не имеющих лечебниц с высококвалифицированным персоналом, просто катастрофична. Последние обследования показали, что лишь пять процентов женщин в Дагестане являются здоровыми, - рассказывает главврач больницы Айшат Магомедова. - В 1993 году мы организовали Лигу защиты матери и ребенка и обратились к республиканскому минздраву с просьбой помочь нам как общественной организации и выделить помещения.
Ставшее яблоком раздора здание власти предоставили без проблем, но заброшенную ветхую постройку начала века сначала пришлось долго восстанавливать. Ремонтировали, по воспоминаниям медперсонала, всем миром. Первых пациенток больница приняла лишь в 1998 году. На сегодняшний день в ней оказали помощь 40 тысячам женщин в амбулаторном режиме и пяти тысячам - в стационарном.
- Снятие с баланса здания и передача ее нам было удобным для всех вариантом. Больница оказывает бесплатную помощь пациенткам, финансирование осуществляется международными благотворительными фондами и организациями, - констатирует Магомедова. - Мы предоставляем помощь всем, вне зависимости от места прописки, наличия полиса, национальности и гражданства. В конце 1990-х годов у нас было много пациенток - беженок из Чечни, сейчас часто бывают жительницы Азербайджана, приехавшие в Россию на заработки. Женщинам, оставшимся без крова или попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, мы тоже стараемся оказывать медицинскую и психологическую помощь. Разумеется, в городе есть и другие медучреждения, но не в каждом из них женщине без полиса сделают все процедуры. У нас даже есть комната для аутичных детей, которых в других больницах не принимают.
Ситуация начала меняться несколько лет назад: с оживлением жилищного строительства земля в центре города резко подорожала и больница оказалась в сфере коммерческих интересов застройщиков. Прокуратура республики сначала подала в суд иск о признании недействительным распоряжения правительства Дагестана о передаче здания в бессрочное пользование, но вскоре отозвала его. Тем не менее, давление растет: следующий иск будет рассматриваться через месяц.
- Тяжбы по поводу здания бесконечны, - разводит руками главврач больницы. - Понимаю, что земля в центре Махачкалы стоит дорого и интересна для коммерческой недвижимости. Министерство имущества предлагает нам взять это здание в аренду за два миллиона рублей в месяц, но это нереальная для нас цена. Мы готовы освободить здание и переехать отсюда в более дешевый район города, но сможем ли мы найти новое помещение?